Сибирские огни, № 8, 2010
В послевоенные десятилетия творческая активность Смердова не иссякала. Но он не замкнулся, как некоторые собратья по перу, в военной тематике. Круг его творческих ин тересов постоянно расширялся. Как и жан ровый диапазон. В 1950— 1960-е годы Смер дов продолжал работу собирателя, перевод чика сибирского национального фольклора. С журналистским блокнотом он объездил всю Сибирь. Результатом стали его много численные путевые заметки и очерки о про исходящих в Сибири переменах, публицис тические материалы с размышлениями об экономических и социальных проблемах края, статьи о многонациональной сибирс кой культуре и литературе. Писал он о ме таллургах и гидростроителях, хлеборобах и воинах, собратьях по перу и других предста вителяхтворческой интеллигенции... И,конеч но же, — новые стихи и поэмы, воспеваю щие родной край, а также глубоко лиричес кие стихотворения (в их числе цикл «Из пере писки с близкими»), пронизанные стремле нием «остановиться, оглянуться», осмыслить прожитое. Все это отражено в многочислен ных книгах Смердова, изданных в Москве, Новосибирске, Иркутске, и ставших своеоб разной летописью Сибири пятидесятых-се- мидесятых годов двадцатого столетия. Как художник и гражданин, посвятив ший себя Сибири, Смердов много думал о сути сибирской темы в литературе и культу ре страны, о ее исторической преемствен ности и эволюции. Часть этих умозаключе ний и выводов обнародована им в про граммной статье «Рождение Сибирианы», в которой, рассматривая проблему с близких себе — поэтических — позиций, принципы современной «Сибирианы» формулирует он следующим образом: «И мы знаем в нашей русской поэзии за мечательные примеры такой проникновен ной и безраздельной жизненной и творчес кой привязанности поэта к его родному краю, к “жанру и пейзажу” его местарождения, “луч ших его чувств и воспоминаний”, ставших силою таланта поэтическим образом Родины (одним из достойнейших примеров здесь мо жет служить и сам Смердов — А. Г.)... Нари цательное же прилагательное “сибирский” и поныне употребляется едва ли не чаще, чем какое-либо другое... Инадо сказать, что в этом нарицании совсем не содержится какого-либо занижения творческой значимости, индиви дуальности поэта, нет былого деления писа телей на “столичных” и “периферийных”. Скорее наоборот, звучит в нем, я бы сказал, некое даже уважительное признание, как и в самих понятиях “Сибирь” и “сибиряк”». При этом Смердов решительно отмеже вывался от любителей «сибирского колорита» в его примитивном понимании, страстей, за мешанных на псевдосибирской романтике и экзотике, от еще бытовавшего представле ния о Сибири как о крае нетронутой глухома ни. Современная Сибирь —- подчеркивал Смердов — край передового технического и научного прогресса, сильных, талантливых, энергичных и целеустремленных людей. И правдивое изображение современной Си бири Александр Иванович считал делом об щенародной, общегосударственной важности. «Она, Сибириана, — писал Смердов, — кажется мне одним из тех больших, коллек тивных, эпических и лирических творений, каких ждет от своих поэтов народ сегодня... Сибириана представляется мне вдохновен ным делом и плодом всех творческих сил и дарований нашей большой, многоликой, и многоцветной советской поэзии». Как бы продолжая и дополняя «Рожде ние Сибирианы», в 1972 году к 50-летию «Сибирских огней» Смердов публикует ста тью — «Огни Сибири — былой, сегодняш ней, завтрашней», где проводит еще одну принципиально важную мысль о том, что «нельзя теперь писать ни о вчерашнем, ни о сегодняшнем дне Сибири, не заглядывая в ее Завтра, не связывая его с великим будущим всей страны». Впрочем, теоретический сей постулат в творческой практике самого Смердова задол го до этого находил широкое применение. Ис торическая объемность, протяженность из прошлого вбудущее—однаиз важнейших осо бенностей литературной работы Смердова в различных ее жанровых видах — будь то ге роический эпос «Ай-Толай», «Пушкинские горы» или поэма конца семидесятых годов «Сказание о жилмассивах», посвященная буд ням современников. Смердов был не только многогранным писателем, переводчиком, но и крупным культурным и общественным деятелем. В послевоенные годы (1945 — 1956) он был ответственным секретарем Новосибирского отделения Союза писателей СССР. Несколь ко лет (1957 — 1959) работал собственным корреспондентом «Литературной газеты» в Китае. Избирался делегатом нескольких все союзных и всероссийских писательских съез дов, членом и секретарем правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, депутатом мест ных Советов, членом Новосибирского обко ма КПСС... Но особо следует вспомнить о редактор ской деятельности Смердова. В середине 1960-х Александр Иванович стал главным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2