Сибирские огни, № 8, 2010
вятся источником душевной силы и оптимиз ма для читателей на фронте и в тылу. Военная лирика Смердова в традициях советской поэзии тех лет являлась сплавом гражданских, патриотических, интимных и других мотивов. Но с особой силой во фрон товых стихах Смердова начинает звучать любовь к Сибири, к многонациональному краю, все народы которого бьются с общим врагом. Поэт гордится мужеством и стойко стью сибиряков, одно упоминание о кото рых «леденит врага». Создает он и обобщен ный образ такого бойца-сибиряка, своего рода сибирского Теркина с говорящим за себя именем Тарас Клинков. В его существо вание многие солдаты на передовой искрен не верили, писали ему письма со словами благодарности, просьбами, пожеланиями, обращались за советами. Вершиной фронтовой лирики Смердо ва (да, пожалуй, и всего поэтического творче ства) по праву стала вошедшая в золотой фонд советской литературы о Великой Отечествен ной войне поэма «Пушкинские Горы», впер вые увидевшая свет в 1946 году. Толчком к ее созданию послужил под виг земляка и друга Смердова, молодого новосибирского поэта Бориса Богаткова, ко торый в бою за Гнездиловские высоты пат риотической песней собственного сочине ния поднял под шквальным огнем взвод в атаку. Но это лишь отправная точка, а посвя щена поэма, как это следует из высказыва ния об ее замысле самого автора, «Пушки ну, войне, русской солдатской отваге и без заветности во имя жизни и любви». Есте ственно, что и содержанием произведения является война со всеми ее батальными и бытовыми подробностями. Смердову уда лось прекрасно передать и грандиозность событий, и их трагизм, и красоту подвига. Страстным, напряженным лиризмом дышит каждая строка поэмы: Который ден ь... Нет, мы не дни считали, — В дыму кромешном, в тяжком лязге стали Который день мы ш ли вперед И только верстам знали точный счет. М ы шли вослед грозе артиллерийской, То отдаленной, то п алящ е близкой, — Она и днем и ночью бушевала, К атясь на запад многоверстным валом ... Вослед за танками — по опаленным травам, В лесных завалах, по болотам ржавым, Сквозь чад и жар горящих деревень — Мы шли вперед, вперед который день... Этот размеренный, несколько монотон ный торжественный ритм как нельзя лучше соответствует неумолчному гулу военной техники, необратимому движению наступа ющих воинских колонн. И вот Михайловское, Пушкинские Горы, святые для каждого русского человека мес та. Сейчас они изрыты немецкими окопами, окружены дотами. Но решение у комбата одно — «русский ни один снаряд на Пуш кинские Горы не падет». И зловещим кон трастом звучит сообщение о том, что фаши сты готовятся взорвать могилу Пушкина. Резкое это противопоставление и становит ся двигателем художественного развития поэмы. В непримиримом столкновении двух враждебных миров русские солдаты борют ся не только за свободу и независимость сво его народа, но и за сохранение духовных иде алов. А для русского человека Пушкин — не просто поэт, он — душа нации. Вот почему с такой отвагой и самоотверженностью рвет ся в бой за Пушкинские Горы главный герой поэмы Сергей Снежков. Образ этот вобрал в себя лучшие чер ты молодежи сороковых годов прошлого столетия. Но он во многом созвучен и лич ному авторскому мироощущению. Снежков — тоже поэт, а потому Пушкин в тяжелом наступлении становится для него сокровен ным другом и «боевым товарищем». Томик Пушкина у бойца всегда при себе. Узнав о готовящемся надругательстве над святым местом, Снежков спешит пресечь его. Вы полняя свой солдатский долг, Снежков по гибает, но порывом своим увлекает бойцов в атаку. Фашисты смяты, пушкинская моги ла спасена. Сережу Снежкова хоронят ря дом с ней. А наступление продолжается. И в этом походе к победе, к миру, к будущей жизни без войны как равный среди равных прини мает участие Пушкин — «В сердцах солдат, горячих и простых, // Звенит, поёт поэта гроз ный стих...» «Пушкинские Горы» — поэма не толь ко о днях минувших. Она вся устремлена в будущее, на «дорогу завтрашних атак». И в этом ее особенная притягательная сила, важ нейшее духовное и эстетическое значение. Символичен финал поэмы. Всегда, в любую эпоху, подчеркивает автор, источни ком вдохновения и руководством к действию на всеобщее благо будут бессмертные пуш кинские строки: «Мой друг, Отчизне посвя тим // Души прекрасные порывы!..» Этому завету великого поэта неукос нительно следовал в жизни своей и сам Смердов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2