Сибирские огни, № 8, 2010

Если б мне сказали: в мире Местность выбирай, — Я ответил бы: в Сибири Мой заветный край. В Сибирь Смердов попадает десятилет­ ним мальчиком, но родиной поэтической она становится для него значительно позже. И даже не с появлением первых стихов. А ско­ рей со знакомства с Горной Шорней. Впервые попадает он сюда в качестве собирателя фольклора, записывает и поэти­ чески обрабатывает шорские легенды и сказ­ ки. Но живая действительность оказывается не менее интересной, и Смердов вновь и вновь в продолжение пятнадцати лет приез­ жает сюда, знакомится с бытом, традиция­ ми, обычаями шорцев, их занятиями, слу­ шает сказания народных певцов. Сибирские писатели всегда охотно обра­ щались к творчеству и культуре малых народ­ ностей Сибири, и Смердов продолжил эту традицию, удачно найдя здесь свою «нишу». Именно Смердову принадлежит литературное открытие Горной Шории. Шорских впечатле­ ний хватило поэту на много лет работы. Зна­ комя читателей с этой удивительной страной, Смердов одновременно заново открывал и себя как поэта, обретая по-настоящему само­ бытный поэтический голос. В 1939 году в «Сибирских огнях» был опубликован «шорский» цикл Смердова. Мощь и красота первобытной природы сли­ ваются в нем с созидательной мощью пер­ вых пятилеток. Но настойчиво пробивается и тема человека, который, открывая новые месторождения, строя города, прокладывая дороги, думает о любви, счастье... Д алекая, если б я мог, И запахи ночи широкой, И сладкий кедровый дымок, И струи певучие Мрасса, И гул каратагской пурги, И ты сячи звуков и красок Исхоженной мною тайги, И синий таинственный камень, И все, что найти сумел, — Я все бы тебе на память В походной принес суме... В своих путешествиях по югу Кузбасса Смердов приходит к выводу, что люди этого края оказались не менее яркими и поэтич­ ными, нежели его природа и фольклор, и что ему надо непременно рассказать о них. Так появляется очерковая книга «В стране Теми- ра», изданная в 1943 году и ставшая основой широко известной впоследствии докумен­ тальной повести «Камень на ладони». Книга повествует о шахтерах и сталеварах Кузбасса, о шорских рыбаках и охотниках и о том, как отразилось большое строительство в предго­ рьях Кузнецкого Алатау на судьбе шорского народа. С романтической приподнятостью пере­ дает Смердов величественные картины края. Но нисколько не теряется рядом с ними ги­ гант индустрии, детище Первой пятилетки, Кузнецкий металлургический комбинат: «За­ вод был похож на огромный корабль, кото­ рый дымил всеми своими трубами, сверкая гирляндами огней, плыл сквозь рассвет сре­ ди синих взгорий навстречу нашему поезду...» В книге «В стране Темира» Смердов впервые знакомит нас с ныбакчи (шорский сказитель. — А. Г.) Напазниковым по про­ звищу Морошка. Встреча с ним для писате­ ля стала знаменательной. От него он впер­ вые услышал шорские сказки и легенды, уз­ нал о подвигах Ай-Толая, через него прикос­ нулся к народному творчеству шорцев. Фольклором народов Сибири Смердов начал интересоваться еще до знакомства с Шорией. Он перевел до этого алтайскую ле­ генду «Башпарак» и алтайский эпос «Алтай- Бучай». Однако по-настоящему переводчес­ кий талант Смердова раскрывается в перево­ де шорского эпоса «Ай-Толай» (впервые опуб­ ликован в «Сибирских огнях» в 1940 году). «Ай-Толай» (Полная Луна) — имя на­ родного героя, борца против ханского наси­ лия, благородного гуманного богатыря. Эпос отражает вековые мечты шорцев о сво­ боде. Но Смердов не просто собрал и пере­ вел народные сказания; он создал художе­ ственно законченную стройную поэму. И передал в то же время поэтические особен­ ности и национальное своеобразие сказания. Фольклорные гиперболы в поэме органич­ но сочетаются с реальными деталями, а точ­ но переданные бытовые и этнографические подробности жизни древних шорцев удачно соседствуют с поэтическими обобщениями и образами чисто мифологического склада. Переводит Смердов также шорские сказки и легенды. Вбольшую серьезнуюработу литератур­ ного освоения Горной Шории вмешалась Ве­ ликая Отечественная война. С первых ее дней Смердов становится военным журналистом, сотрудником газеты СибВО «Красноармейс­ кая звезда». Зимой 1943 года в составе 22-й гвардейской сибирской добровольческой ди­ визии Смердов отбывает на 2-й Прибалтий­ ский фронт. Здесь он служит во фронтовых дивизионной и армейской газетах. И пишет не только журналистские материалы, но и поэтические «письма с передовой», где глу­ боко личные, вроде бы, переживания стано­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2