Сибирские огни, № 8, 2010
клицал, прочитав либретто «Ермака», что «здесь все поется». Поэма действительно пронизана песенным началом. Более того, почти как в древнегреческих трагедиях, на правах живого действующего лица здесь уча ствует хор. Во многом в фольклорных, сказовых традициях написано и самое крупное про изведение Пухначева — поэма-трилогия «Сказ о Васюганье» (1969). Да иначе, навер ное, и быть не могло, поскольку сама идея его создания возникла в процессе общения Василия Михайловича с русской песенни цей и сказительницей из Васюганья Пела геей Романовной Ереминой. «Сама история рода Ереминых была былинной, суровой и поэтичной, — пишет в книге “Мне дове лось.. .” Пухначев. — Предок-старообрядец, храня старую веру, бежал от никонианцев в Васюганье, в скиты. А сын Пелагеи Рома новны Павел Филиппович Еремин в наши дни был начальником Томского областного управления культуры». Эти сведения из ис тории рода Ереминых послужили сюжетной основой поэмы-трилогии «Сказ о Васюга нье». Свое эпическое полотно автор посвя тил Ереминой. К ней он обращается в зачи не поэмы: Расскажи, Пелагея Романовна, Все, что сердцем хранила в памяти, Спой, чтоб жизнь в былом встала заново В песнях-сказках из снежной замяти. В целом же трилогия представляет со бой стилизованное под народный язык по этическое повествование о роде старовера Еремея, что «с ермаковых времен начинает ся», охватывающее по времени несколько веков нашей истории. Последняя часть по эмы описывает уже «Новосибирск поры военной», Сибирь научных поисков, време ни, «когда свершил полет Гагарин». Сибирь, собственно, и есть центральный герой «Ска за о Васюганье», объединяющий судьбы раз ных людей, населяющих поэму. Произведе ние характерно поэтикой крупных обобще ний, свойственных народному творчеству, сказовой интонацией, вполне отвечающей заявленному названию. «Сказ о Васюганье» был тепло встре чен читателями. А несколько позже, когда Всесоюзное радио осуществило по нему ра диопостановку, — и слушателями. В 1970-е годы Пухначев создает еще одну историческую поэму — «Ильичево поле», посвященную организации в 1918 году на Алтае питерскими рабочими сельс кохозяйственной коммуны «Зори Октября». Однако подобного предыдущим успеха она не имела. Пухначев был человеком очень под вижным, темпераментным, натурой непо седливой. Слова известной песни «старость меня дома не застанет: я — в дороге, я — в пути» как раз про него. Исколесив родную страну вдоль и поперек, побывав в самых различных ее уголках, он и за рубежом был нередким гостем. В качестве полпреда си бирской культуры приезжал в ГДР, Фран цию, Италию, Болгарию и другие государ ства Европы. С другой стороны, произве дения Пухначева не раз издавались за рубе жом и переведены на многие языки наро дов Советского Союза. В 1964 году Новосибирск посетил пер вый секретарь компартии ГДР Вальтер Уль брихт. В числе подаренных ему сибирских сувениров была и пластинка с песнями Пух начева, которую Василий Михайлович лич но вручил высокому гостю. ...14 октября 1982 года Новосибирск прощался с поэтом Пухначевым. Он прожил 72 года, вместившие в себя целую эпоху, от меченную бурными социальными процес сами. Ей он посвятил свои стихи и песни, ее воспел в эпических произведениях. Творческую судьбу Пухначева можно назвать вполне счастливой. Правда, далеко не все, что он написал, равноценно (как, впрочем, и у любого другого поэта). Значи тельная часть его произведений несет на себе ощутимый идеологический налет. Но для убежденного коммуниста, много лет жизни отдавшего советской политработе, это объяснимо и достаточно естественно. Встре чаются в произведениях Пухначева и декла ративность, и определенная примитивность формы, и повторение общеизвестных моти вов, и другие недостатки. Но ведь правильно говорят, что твор чество художника надо оценивать по его вершинам, а не слабостям, которые со вре менем сами собой уйдут в небытие. У Ва силия Михайловича Пухначева такие вер шины, безусловно, есть, и они еще долго будут привлекать чистым снегом своей поэзии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2