Сибирские огни, № 8, 2010
трудничество с Пухначевым во многом и по тому, что легко находили с ним общий твор ческий язык. В этой связи уместно вспомнить эпизод совместной работы Пухначева с ком позитором Касьяновым. Новосибирский театр оперы и балета задумал создать оперу о героическом под виге русского народа, пришедшего осваивать Сибирь. Написать либретто поручили Пух- начеву. В 1956 году оно было закончено и получило высокую оценку. Комитет по де лам искусств СССР написать музыку пору чил Александру Касьянову. А вскоре Васи лий Михайлович получил от него темпера ментное письмо: «...Признаюсь, я никогда в своей жизни не видел более либреттного либ ретто оперы! Здесь все поется!» Как вспо минал впоследствии Пухначев: «Во время работы над оперой “Ермак” мы сблизились с Александром Александровичем общнос тью взглядов на искусство и крепко подру жились». Через год опера была завершена, и 23 февраля 1957 года в Новосибирске состо ялась ее премьера. Одновременно в Москве она была показана в концертном исполне нии ансамблем Советской оперы ВТО. А в 1960 году оперу «Ермак» во время гастролей Новосибирского театра оперы и балета на сцене Большого театра увидели и услышали столичные зрители, у которых она вызвала большой интерес. Постановка «Ермака» была осуществлена также в Горьком. А в Новоси бирске при неизменном аншлаге спектакль прошел около шестидесяти раз. Надо оговориться, что либретто оперы возникло у Пухначева не «с чистого листа», а написано было по его же одноименной поэме. Заостряю на этом внимание по той причине, что поэт-песенник Пухначев в сво ем творческом диапазоне был на самом деле много шире. Любопытно, что и пер вые его книги были вовсе не поэтически ми. Дебютировал он в 1947 году с очерко вой книжечкой «Лесорубы». Потом выхо дил еще целый ряд книг очерков, рассказов, сказок. И только в 1954 году появились пер вые поэтические сборники Пухначева — «Песни» (далее книги песен и стихотворений пошли у Василия Михайловича, что называ ется, «косяком») и «Мой знакомый» со сти хами для детей. Кстати говоря, Пухначев любил и умел писать для юной аудитории и в детской лите ратуре также оставил достаточно заметный след. А началось все незадолго до Великой Отечественной войны, когда Василий Михай лович с художником Алексеем Лушниковым отправились в фольклорно-этнографиче скую экспедицию в верховья таежного обско го притока Тыма, где жили ханты и селькупы. Здесь Пухначеву впервые посчастливилось повстречаться с целым рядом замечательных национальных сказителей. «Сказочная их фан тазия не имела границ, — вспоминал Васи лий Михайлович. — В свободную от охоты и рыбного промысла пору они могли целыми днями рассказывать творимые ими сказки». Множество их было записано и в той, и в дру гих, последовавших за нею экспедициях. Ра бота над сказками увлекла Пухначева на дол гие годы. Итогом этого большого кропотли вого труда стала вышедшая в Новосибирске в 1950 году книга «Сказки старого Тыма». При жизни Пухначева она выдержала около десят ка изданий и пользовалась огромной попу лярностью у детей и взрослых. От приобских сказителей Пухначев по черпнул богатый материал не только для сказок. От них же услышал он и множество бывальщин. Фольклорный этот жанр увлек Пухначева не меньше сказок. Многие годы он собирал и записывал емкие мудрые и озорные народные притчи, пока, наконец, не сложилась из них целая книга (вышла в 1970 году в Барнауле). Кстати говоря, бы вальщины Василий Михайлович прекрасно рассказывал сам. В этом нетрудно убедить ся, прослушав выпущенную в 1970-х годах фирмой «Мелодия» пластинку-«гигант» с записью сибирских бывальщин в исполне нии Пухначева. Особо дорогими и памятными там, на берегах таежного Тыма, были для Пухначева беседы со старым охотником Николаем Со- ипаевым. Он рассказал Василию Михайло вичу сказку о «Русском брате» — историю похода в Сибирь Ермака в фантастически сказовом переложении. Пухначев, безуслов но, немало уже знал о походе Ермака из ис торических источников, но эта сказка свое образно дополняла их и впоследствии, когда он писал драматическую поэму «Ермак», помогала ее созданию. Фольклорная стихия вообще властвует в этой большой поэме. Вернее, две— русская и хантыйская, сосуществующие в органичес ком единстве и как бы олицетворяющие мно гонациональную Сибирь. Обращаясь к исто рии, к теме народного подвига, поэт стремит ся создать пронизанные идеями могущества России патриотические образы. Ну и, конеч но, не случайно композитор А. Касьянов вос 12 заказ № 358
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2