Сибирские огни, № 8, 2010

трудничество с Пухначевым во многом и по­ тому, что легко находили с ним общий твор­ ческий язык. В этой связи уместно вспомнить эпизод совместной работы Пухначева с ком­ позитором Касьяновым. Новосибирский театр оперы и балета задумал создать оперу о героическом под­ виге русского народа, пришедшего осваивать Сибирь. Написать либретто поручили Пух- начеву. В 1956 году оно было закончено и получило высокую оценку. Комитет по де­ лам искусств СССР написать музыку пору­ чил Александру Касьянову. А вскоре Васи­ лий Михайлович получил от него темпера­ ментное письмо: «...Признаюсь, я никогда в своей жизни не видел более либреттного либ­ ретто оперы! Здесь все поется!» Как вспо­ минал впоследствии Пухначев: «Во время работы над оперой “Ермак” мы сблизились с Александром Александровичем общнос­ тью взглядов на искусство и крепко подру­ жились». Через год опера была завершена, и 23 февраля 1957 года в Новосибирске состо­ ялась ее премьера. Одновременно в Москве она была показана в концертном исполне­ нии ансамблем Советской оперы ВТО. А в 1960 году оперу «Ермак» во время гастролей Новосибирского театра оперы и балета на сцене Большого театра увидели и услышали столичные зрители, у которых она вызвала большой интерес. Постановка «Ермака» была осуществлена также в Горьком. А в Новоси­ бирске при неизменном аншлаге спектакль прошел около шестидесяти раз. Надо оговориться, что либретто оперы возникло у Пухначева не «с чистого листа», а написано было по его же одноименной поэме. Заостряю на этом внимание по той причине, что поэт-песенник Пухначев в сво­ ем творческом диапазоне был на самом деле много шире. Любопытно, что и пер­ вые его книги были вовсе не поэтически­ ми. Дебютировал он в 1947 году с очерко­ вой книжечкой «Лесорубы». Потом выхо­ дил еще целый ряд книг очерков, рассказов, сказок. И только в 1954 году появились пер­ вые поэтические сборники Пухначева — «Песни» (далее книги песен и стихотворений пошли у Василия Михайловича, что называ­ ется, «косяком») и «Мой знакомый» со сти­ хами для детей. Кстати говоря, Пухначев любил и умел писать для юной аудитории и в детской лите­ ратуре также оставил достаточно заметный след. А началось все незадолго до Великой Отечественной войны, когда Василий Михай­ лович с художником Алексеем Лушниковым отправились в фольклорно-этнографиче­ скую экспедицию в верховья таежного обско­ го притока Тыма, где жили ханты и селькупы. Здесь Пухначеву впервые посчастливилось повстречаться с целым рядом замечательных национальных сказителей. «Сказочная их фан­ тазия не имела границ, — вспоминал Васи­ лий Михайлович. — В свободную от охоты и рыбного промысла пору они могли целыми днями рассказывать творимые ими сказки». Множество их было записано и в той, и в дру­ гих, последовавших за нею экспедициях. Ра­ бота над сказками увлекла Пухначева на дол­ гие годы. Итогом этого большого кропотли­ вого труда стала вышедшая в Новосибирске в 1950 году книга «Сказки старого Тыма». При жизни Пухначева она выдержала около десят­ ка изданий и пользовалась огромной попу­ лярностью у детей и взрослых. От приобских сказителей Пухначев по­ черпнул богатый материал не только для сказок. От них же услышал он и множество бывальщин. Фольклорный этот жанр увлек Пухначева не меньше сказок. Многие годы он собирал и записывал емкие мудрые и озорные народные притчи, пока, наконец, не сложилась из них целая книга (вышла в 1970 году в Барнауле). Кстати говоря, бы­ вальщины Василий Михайлович прекрасно рассказывал сам. В этом нетрудно убедить­ ся, прослушав выпущенную в 1970-х годах фирмой «Мелодия» пластинку-«гигант» с записью сибирских бывальщин в исполне­ нии Пухначева. Особо дорогими и памятными там, на берегах таежного Тыма, были для Пухначева беседы со старым охотником Николаем Со- ипаевым. Он рассказал Василию Михайло­ вичу сказку о «Русском брате» — историю похода в Сибирь Ермака в фантастически сказовом переложении. Пухначев, безуслов­ но, немало уже знал о походе Ермака из ис­ торических источников, но эта сказка свое­ образно дополняла их и впоследствии, когда он писал драматическую поэму «Ермак», помогала ее созданию. Фольклорная стихия вообще властвует в этой большой поэме. Вернее, две— русская и хантыйская, сосуществующие в органичес­ ком единстве и как бы олицетворяющие мно­ гонациональную Сибирь. Обращаясь к исто­ рии, к теме народного подвига, поэт стремит­ ся создать пронизанные идеями могущества России патриотические образы. Ну и, конеч­ но, не случайно композитор А. Касьянов вос­ 12 заказ № 358

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2