Сибирские огни, № 8, 2010

Отгремела война. Жизнь потребовала новых песен — «песен груда и любви». И они («Шел солдат», «Там, где в поле рожь цвела», «Над полями зорька светлая» и др.) Пухначевым в сотрудничестве теперь уже с композитором Валентином Левашовым были созданы. Нашлись и прекрасные ис­ полнители в лице солистов Новосибирского театра оперы и балета Юрия Притулы и Ива­ на Круглова. Дуэт получил широкое призна­ ние, стал лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов, а певцы стали Заслуженными артистами РСФСР. Восстанавливая разрушенное, страна в послевоенные пятилетки разворачивала мас­ штабное строительство, на переднем крае которого была Сибирь. На ее реках начина­ лось могучее гидростроительство. Его пер­ венцем стало сооружение Новосибирской ГЭС. Всегда чуткий к социально-экономи­ ческим преобразованиям, Пухначев тем бо­ лее не мог пройти мимо того, что верши­ лось буквально под боком, на его малой ро­ дине. В очерке «Как пишутся песни» чита­ ем: «С композитором B.C. Левашовым мы плыли на теплоходе из города Камень-на-Оби в Новосибирск... Я вышел на палубу. Широ­ ко, могуче стремила течение Обь. В синем небе реяли чайки. Впереди, на горизонте, показались контуры гидростроительства, силуэты кранов и вал плотины... Я смотрел на эту новую для древней Оби быль и как-то невольно, видя развернувшуюся перед взо­ ром картину, начал импровизировать, сло- вописать виденное: Над широкой Обью Бор шумит зеленый, Над широкой Обью Ч ай ки день-деньской... Стоявший рядом Левашов вслушался в слова и сказал: — Продолжай, продолжай... Ведь это песня получается!» Песня действительно получилась. Впервые исполненная в начале пятидеся­ тых все теми же Ю. Притулой и И. Кругло­ вым, она была широко подхвачена и вот уже более полувека гуляет по просторам Сиби­ ри, а для новосибирцев она стала знаковой. Не одно десятилетие ее первые такты были позывными Новосибирского радио, а фир­ менный поезд «Сибиряк» уходил из Ново­ сибирска и возвращался из столицы под эту песню. Своя документальная история еще у од­ ной широко известной песни Пухначева. Как известно, первая половина пятидесятых го­ дов отмечена не только гидростроительством, но и освоением целинных земель. Многие тысячи молодых людей двинулись в Сибирь иКазахстан, движимые мощным романтичес­ ким порывом. Комсомольца первых призы­ вов и всегда юного душой Пухначева порыв этот не мог оставить равнодушным. В марте 1954 года Василий Михайлович оказывается в недавно созданном алтайском целинном совхозе «Кулундинский». На комсомольском собрании совхоза, куда был приглашен и Пух­ начев, его, автора «Над широкой Обью», ко­ торую здесь знали и вовсю распевали, попро­ сили написать песню о целине и целинни­ ках. Пухначев пообещал, и слово сдержал, сложив вскоре слова новой песни. B.C. Ле­ вашов положил их на музыку, а Сибирский хор исполнил новую песню на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов вМоскве — именно ею открывался торжественный кон­ церт делегации СССР в Центральном театре Советской Армии. Наутро «Правда», «Извес­ тия», Комсомолка» и другие центральные га­ зеты в своих отчетах писали, что вот она, та «песня, по которой можно представить под­ нятую целину и подвиг нашей молодежи» и цитировали слова песни: Ш ирокие степи, целинны е степи О т гор до тай ги пролегли. Увидишь — и сердцем полюбишь навеки Раздолье сибирской земли... С целиной связан и очень некогда попу­ лярный «Сибирский вальс». Пухначев с ком­ позитором Георгием Носовым приехали в один из целинных совхозов, костяк которого составляли несколько сотен демобилизован­ ных солдат. Они и попросили написать «та­ кую песню, чтобы девчата сюда поехали», а то «жениться не на ком». Заказ был принят и выполнен: у поэта с композитором родился задушевный «Сибирский вальс»: Здесь, на далеком Алтае, Голос мне слыш ится твой, Верю, моя дорогая, В скорую встречу с тобой! К стихам Пухначева обращались мно­ гие известные советские композиторы. Кро­ ме выше уже названых, это и В. Мурадели, и Т. Хренников, и И. Дзержинский, и Г. Ива­ нов, А. Долуханян... Они охотно шли на со­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2