Сибирские огни, № 8, 2010

ти, песни под гармонь... У поэта Пухначева все это вызывало столь же сильный эмоцио­ нальный подъем и творческий прилив. Исами собой складывались слова песни: Едут солдаты с победой домой, Армии Красной герои, Поезд подходит; в простор голубой Песня летит над рекою. Встречайте девчата, Встречайте, ребята, Родные, встречайте, Встречайте, друзья! Встречай, дорогая, — Из дальнего края, Вернулись с победой Солдаты домой! Сразу по приезде в Новосибирск Пух- начев передал стихи песни «Встречай, доро­ гая!» А.П. Новикову, композитор за ночь написал музыку, и уже на следующее утро ансамбль СибВО разучивал ее. Полвека пес­ ня эта была в репертуаре коллектива. Неко­ торое время после демобилизации из армии Пухначев работал начальником Новосибир­ ского управления культуры, а с 1947 года полностью перешел на творческую работу. Свою литературную деятельность Пух­ начев начал с песни и именно в песенно-по­ этическом творчестве получил наибольшие известность и признание. Сложить песенный текст, чтобы он гармонично потом лег на музыку и остался в памяти слушателей, за­ дача очень трудная. Редкому стихотворцу это в полной мере удается. Пухначеву удава­ лось, казалось бы, без особого труда. Ска­ зывалась, конечно, его особая в этом на­ правлении одаренность. Но была и своего рода изначальная предопределенность, ис­ ключавшая случайность его обращения к песенному творчеству. Пухначев родился и вырос в местах, где жили переселенцы из Украины, Тамбовщи­ ны, Воронежа, других российских уголков. Память о родных местах они лелеяли в пес­ нях. Сибирские мотивы мешались с тамбов­ скими припевками, украинскими мелодия­ ми. Любовь к народной песне подогревало и родственное окружение Василия Михайлови­ ча. Так, семейство деда Побожия отличалось большой музыкальностью. Могучим басом- профундо обладал сам Фома Петрович, хо­ рошо пела его дочь, имели прекрасный слух, владели струнными инструментами сыновья. Летними вечерами они часто устраивали воз­ ле своего дома семейные концерты. Но к чуду народной песни, ставшей впоследствии основой всей его поэтической работы, Пухначев в начальной поре своей жизни прикоснулся, прежде всего, благода­ ря своей матери. В книге «Мне довелось...» он вспоминает: «...B небольшой учительс­ кой квартире при школе долгими зимними вечерами мама, Мария Фоминична, и жена дяди, Татьяна Федоровна, пели за каким-ни- будь рукоделием старинные сибирские пес­ ни, а я, мальчонка, слушал и слушал их и с той поры породнился на всю жизнь с пес­ нями моего народа». Он и сам потом запи­ шет немало народных песен от сибирских ска­ зителей, но услышанные от матери останут­ ся поистине краеугольным камнем его твор­ чества. Пухначев обладал глубинным, можно сказать, нутряным ощущением народной пес­ ни, позволявшим ему даже по какому-то от­ дельному фрагменту воссоздавать ее цель­ ный облик. Красноречивой иллюстрацией может служить такой пример. В 1950-х го­ дах сибирские композиторы организовали эк­ спедицию по сбору песенного фольклора в Нарыме. В одном из сел две старушки напе­ ли им чудесную по мелодии песню, но из слов помнили только три начальных фразы. Вернувшись в Новосибирск, композиторы А.П. Новиков и B.C. Левашов попросили Пухначева продолжить, дописать песню. Василий Михайлович прекрасно справился с задачей, и песня вошла в репертуар Сибир­ ского народного хора. Но вот что для Пухначева-песенника примечательно. Имея народно-фольклор­ ные корни и истоки, тексты его песен на­ полнены, как правило, социально значи­ мым, актуальным, а то и просто острозло­ бодневным содержанием. В этом плане, по справедливому замечанию A.B. Никулько- ва, он «несомненно, продолжает ту линию в советской поэзии, которая идет от Д. Бед­ ного, А. Жарова, В. Лебедева-Кумача. Ли­ ния популярная, неумирающая, потому что она всегда отражала и отражает какие-то важные стороны общего духа эпохи». По­ этому и песни Пухначева в большинстве своем были оперативно «остановленными мгновениями» истории советского обще­ ства, а с другой стороны — конкретным творческим результатом определенного «со­ циального заказа». Но вряд ли при этом можно было говорить о какой-то конъюнк­ туре. Пухначев всегда жил в ногу со своим временем, чувствовал его потребности и как органичный продукт эпохи искренне, чест­ но, с большим эмоциональным накалом пытался время это выразить. История со­ здания целого ряда пухначевских песен тому убедительное подтверждение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2