Сибирские огни, № 8, 2010
ти, песни под гармонь... У поэта Пухначева все это вызывало столь же сильный эмоцио нальный подъем и творческий прилив. Исами собой складывались слова песни: Едут солдаты с победой домой, Армии Красной герои, Поезд подходит; в простор голубой Песня летит над рекою. Встречайте девчата, Встречайте, ребята, Родные, встречайте, Встречайте, друзья! Встречай, дорогая, — Из дальнего края, Вернулись с победой Солдаты домой! Сразу по приезде в Новосибирск Пух- начев передал стихи песни «Встречай, доро гая!» А.П. Новикову, композитор за ночь написал музыку, и уже на следующее утро ансамбль СибВО разучивал ее. Полвека пес ня эта была в репертуаре коллектива. Неко торое время после демобилизации из армии Пухначев работал начальником Новосибир ского управления культуры, а с 1947 года полностью перешел на творческую работу. Свою литературную деятельность Пух начев начал с песни и именно в песенно-по этическом творчестве получил наибольшие известность и признание. Сложить песенный текст, чтобы он гармонично потом лег на музыку и остался в памяти слушателей, за дача очень трудная. Редкому стихотворцу это в полной мере удается. Пухначеву удава лось, казалось бы, без особого труда. Ска зывалась, конечно, его особая в этом на правлении одаренность. Но была и своего рода изначальная предопределенность, ис ключавшая случайность его обращения к песенному творчеству. Пухначев родился и вырос в местах, где жили переселенцы из Украины, Тамбовщи ны, Воронежа, других российских уголков. Память о родных местах они лелеяли в пес нях. Сибирские мотивы мешались с тамбов скими припевками, украинскими мелодия ми. Любовь к народной песне подогревало и родственное окружение Василия Михайлови ча. Так, семейство деда Побожия отличалось большой музыкальностью. Могучим басом- профундо обладал сам Фома Петрович, хо рошо пела его дочь, имели прекрасный слух, владели струнными инструментами сыновья. Летними вечерами они часто устраивали воз ле своего дома семейные концерты. Но к чуду народной песни, ставшей впоследствии основой всей его поэтической работы, Пухначев в начальной поре своей жизни прикоснулся, прежде всего, благода ря своей матери. В книге «Мне довелось...» он вспоминает: «...B небольшой учительс кой квартире при школе долгими зимними вечерами мама, Мария Фоминична, и жена дяди, Татьяна Федоровна, пели за каким-ни- будь рукоделием старинные сибирские пес ни, а я, мальчонка, слушал и слушал их и с той поры породнился на всю жизнь с пес нями моего народа». Он и сам потом запи шет немало народных песен от сибирских ска зителей, но услышанные от матери останут ся поистине краеугольным камнем его твор чества. Пухначев обладал глубинным, можно сказать, нутряным ощущением народной пес ни, позволявшим ему даже по какому-то от дельному фрагменту воссоздавать ее цель ный облик. Красноречивой иллюстрацией может служить такой пример. В 1950-х го дах сибирские композиторы организовали эк спедицию по сбору песенного фольклора в Нарыме. В одном из сел две старушки напе ли им чудесную по мелодии песню, но из слов помнили только три начальных фразы. Вернувшись в Новосибирск, композиторы А.П. Новиков и B.C. Левашов попросили Пухначева продолжить, дописать песню. Василий Михайлович прекрасно справился с задачей, и песня вошла в репертуар Сибир ского народного хора. Но вот что для Пухначева-песенника примечательно. Имея народно-фольклор ные корни и истоки, тексты его песен на полнены, как правило, социально значи мым, актуальным, а то и просто острозло бодневным содержанием. В этом плане, по справедливому замечанию A.B. Никулько- ва, он «несомненно, продолжает ту линию в советской поэзии, которая идет от Д. Бед ного, А. Жарова, В. Лебедева-Кумача. Ли ния популярная, неумирающая, потому что она всегда отражала и отражает какие-то важные стороны общего духа эпохи». По этому и песни Пухначева в большинстве своем были оперативно «остановленными мгновениями» истории советского обще ства, а с другой стороны — конкретным творческим результатом определенного «со циального заказа». Но вряд ли при этом можно было говорить о какой-то конъюнк туре. Пухначев всегда жил в ногу со своим временем, чувствовал его потребности и как органичный продукт эпохи искренне, чест но, с большим эмоциональным накалом пытался время это выразить. История со здания целого ряда пухначевских песен тому убедительное подтверждение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2