Сибирские огни, № 8, 2010
да. Повесть «Три года» (1895) в этом смысле предстает как одно из самых погруженных в глубину бытийствениой мысли произведе ний Чехова, не отменяющих при этом его при стального внимания к характеру обществен ного строя человеческой жизни. В глазах прежних исследователей эта острая социальная фактурность повести заслоняла ее экзистенциальную векторность. Весь тот круг роковых вопросов, которые со значе нием нарративных мотивов проходят через большинство произведений «просахалинен- ного» периода — социальная и ментальная природа равенства-неравенства, отношения хозяев и работников, владельцев миллионных состояний и зависимых от них людей, поис ки «правды и счастья» как отдельным чело веком, так и народом, плавный герой повес ти переживает не в отвлеченно-философс ком плане, а как фактор собственной био графии, личной жизни, своего ежедневного существования. В этом отношении он, как персонаж, отличается, например, от худож ника из рассказа «Дом с мезонином» или даже от Мисаила Полознева, который побы вал в положении унижаемого и оскорбляе мого работника, но не испытал участи раба, прикованного к миллионному состоянию. И проведя своего героя через многие жизнен ные испытания — смерть сестры, оставив шей на его попечение двух девочек, страда ния неразделенной любви, отчуждение бли жайших родственников, отца и брата, непри^ язнь к «делу», к которому «не лежит душа», сомнение относительно своего права на не им нажитые «миллионы» — в финале пове сти писатель тем не менее не оставляет у Лаптева чувства напрасно и «не так» про житой жизни, ощущения, что «все было не то», как это случилось с героем Л. Толстого в повести «Смерть Ивана Ильича». Как ни изъязвлена внутренними противоречиями жизнь в доме Лаптевых, она течет по неиз бывным законам вечности, приводя героя к мудрому приятию ее: на смену «плохому» приходит «хорошее», меняются лишь лики их. Теперь бремя (или все-таки «счастье»?) бе зответной любви суждено испытать его жене — Юлии Павловне, ответственность за мил лионное дело от отца и брата перейдет к нему, а воплощением поступательного буду щего предстанут две девочки: «Как они вы росли! — думал он. — И сколько перемен за эти три года... Но ведь придется, быть мо жет, жить еще тринадцать, тридцать лет... Что-то еще ожидает нас в будущем! Пожи вем — увидим». И вынесенная в самый конец повество вательного текста эта фраза «Поживем— уви дим» в такой привычной для чеховских фи налов модальности («быть может...») прида ет повести «Три года» четкую экзистенциаль ную завершенность. Откликаясь на такого рода произведе ния, как «По делам службы», «На подводе», «В родном углу», «В овраге» и т.д., закоснев шая в штампованных трюизмах критическая мысль по-прежнему видела в чеховском ге рое лишь жертву социальных обстоятельств, а в писателе неотступного обличителя тор жествующей пошлости жизни, не в силах ощутить и осознать то, что художественная мысль писателя давно уже движется по ор бите других представлений о природе чело века. И если в героине рассказа «В родном углу» (1897) Вере Кардиной критике приви делся всего лишь «еще один с художествен ной правдой нарисованный портрет в об ширной галерее русских женщин... с их не удовлетворенностью, тоской, разбитыми на деждами» [13], то нарративная логика рас сказа с четко акцентированным финалом противится подобному суждению: разруши тельной силе внешних обстоятельств проти востоит способность героини подняться на высоту бытийственного мировосприятия, попросту слиться с бытием, раствориться в доверии к жизни как таковой: и «это посто янное недовольство и собой, и людьми... она будет считать своею настоящей жизнью, ко торая суждена ей, и не будет ждать лучшей... Ведь лучшей и не бывает!.. Надо не жить, надо слиться в одно с этой роскошной сте пью, безграничной и равнодушной, как веч ность, с ее цветами, курганами и далью, и тогда будет хорошо...» И, пережив, по А. Камю, «свой бунт», преодолев душевный кризис, привыкание к новой среде обитания, «выйдя замуж, она будет заниматься хозяй ством, лечить, учить, будет делать все, что делают другие женщины ее круга», что дела ют, например, Соня Серебрякова или сестры Прозоровы, чему посвящают свою жизнь, став сельскими учительницами, героини ро манов Мамина-Сибиряка «Весенняя гроза», «Ранние всходы» и его позднего рассказа «От радное явление». Писатель не окрыляет героиню напрас ными обещаниями легкого счастья, но и не лишает надежд на «хорошую» жизнь: свой ственным его поздним произведениям харак тер повествовательной модальности («очевидно, счастье и правда существуют...») позволяет и читателю воспринимать жизнь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2