Сибирские огни, № 8, 2010
тия. Именно в таком объемном хронотопе находит опору чеховский оптимизм. Вэтом аспекте как нечто глубоковыношен ное и выстраданное самим автором восприни мается размышление безымянного старика из повести «Вовраге», многостранствовавшего по Руси, втом числе, как и Чехов, хорошо знавше го Сибирь: «Я ходоком в Сибирь ходил, и на Амуре был, и наАлтае...» Слова утешения, ко торые услышала от негоженщина, возвращаю щаяся из больницы с мертвым младенцем на руках, исполненытой мудрой веры вторжество жизни, ее таинство и высшую целесообраз ность, которая может бытьдана волениемжить, приобретенным трудным Путем. «— Ничего... — повторил он. — Твое горе с полгоря. Жизнь долгая — будет еще и хорошего, и дурного, всего будет. Велика матушка Россия! ...Я по всей России был и все в ней видел, и ты моему слову верь, ми лая. Будет и хорошее, будет и дурное... Вот и помирать не хочется, милая, еще бы годоч ков двадцать пожил: значит хорошего было больше. А велика матушка Россия!» Нельзя не обратить внимания на отме ченность данного текста откровенно знако выми чертами: это и «ничего» как синоним призыва к терпению, это и подчеркнутое сопряжение-сцепление утверждений: «Жизнь долгая» и «Велика матушка Россия», к тому же дважды повторенное и усиленное восклицательным знаком, что в целом несет явный отсвет настроений, вынесенных пи сателем из сибирского путешествия. В этом убеждает одно из заключающих его сибирс кую эпопею писем Суворину, в котором трудно не заметить признаков явной про граммности, прочно опирающейся на фе- номенологически-экзистенциальный фунда мент его мыслей о мире и человеке, несом ненно, укрепленный сибирскими впечатле ниями: «Хорош белый свет. Одно только не хорошо: мы. Как мало в нас справедливости и смирения, как дурно понимаем мы патрио тизм... Работать надо (подчеркнуто мною. — Л. Я.), а все остальное к черту. Главное — надо быть справедливым, а остальное все приложится» (9 декабря 1890). Видимым результатом поездки явился цикл сибирских произведений, но невидимо она отозвалась на формировании его реаль ного имиджа, главное же — сказалась на ка честве всей художественной мысли писате ля, что дало ему основание поставить после днюю точку в полемике с Сувориным: «Как Вы были неправы, когда советовали мне не ехать на Сахалин!» (17 декабря 1890). Кстати, именно здесь, в контексте про яснения чеховской антропологии уместным будет сказать несколько слов об A.C. Суво рине, переписка с которым оставила замет ный след в биографии Чехова и до сих пор предстает как одна из самых спорных и явно нуждающихся в переоценке ее страниц. Из вестно, сколько обвинений в реакционности, как гонитель передовых идей и даже как экс плуататор творческих дарований, стяжал этот литератор, журналист и издатель, но Чехов любил его, чего до сих пор не хочет признать наше чеховедение. Объяснение их многолет ней дружбы и сотрудничества кроется в со впадении взглядов на многие стороны исто рии и современности России, представлений о ее путях к будущему. Реалии жизненного поведения Суворина в представлении Чехо ва соответствовали такому типу человека, ка ким был Пржевальский, которому посвящен юбилейный очерк писателя, или Дымов из его рассказа «Попрыгунья». Деловой, инициатив ный, обладающий практической сметкой крепкий хозяин, сумевший поставить изда тельское дело на прочный экономический фундамент, превратить свою газету и изда тельство в прибыльное для семьи и глубоко полезное для нации дело, он, действительно, не поощрял революционных иллюзий и де лал ставку на духовное и экономическое раз витие страны, рост народной инициативы, терпеливое преодоление ежедневных трудно стей и честное исполнение своей работы каж дым — это не могло не импонировать Чехо ву, почему и из сибирского далека видел он в Суворине одного из главных и интересных ему собеседников. Сибирь с неохватностыо ее просторов и неизведанностью природного мира если не пробудила в Чехове, то предельно обострила в нем способность видеть человека наедине с Бытием и сквозь опосредующую силу его воздействия воспринимать социальные об стоятельства, условия, среду. В послесибирский период в творчестве пи сателя все увеличивается тот ряд произведе ний, где акцентируется внимание на герое, способном ощущать искони свойственный человеку дар бытия, неизбывной полноты существования в Мире, когда в борении со страхом, тоской, скукой, одиночеством по беждает радость и счастье простой возмож ности жить, просто жить, постигая тайну сво его пребывания в мире. Через состояние метафизического бун та, экзистенциальной смятенности проходят многие герои Чехова постсибирского перио
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2