Сибирские огни, № 8, 2010
саду и во дворе первосвященника, продолжа лись непрерывно до сего дня и, по видимо му, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле... и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной вы сокого смысла». Семантико-поэтический строй этого небольшого рассказа эхом отзовется во мно гих последующих произведениях Чехова — мыслью и о неразрывной цепи времен, и неиссякаемой силе нравственного закона, и о неизменности человеческой натуры, и свойственном человеку даре бытия, дающем силу преодолевать общественное зло и не справедливость, что скажется и на общем характере представлений о будущем, и на определении путей к нему. «Неведомо-таин- ственное» бытие не лишает человека веры в будущее, даже права на «невыразимо слад кое ожидание счастья», однако, осуществле ние его не гарантирует, что реально подтвер ждает особый характер повествовательной модальности в финале рассказа. Кстати, ин вариант такого финала позднее будет пред ставлен в рассказе «Невеста». Большинству героев Чехова, особенно позднего периода, тотально охваченного не терпеливой жаждой крутых перемен, свой ственен особый дар бытия, удивительное умение испытывать всю полноту чувств, да ваемых обычным повседневным течением жизни, когда ценят теплоту семейного кру га, уверенность в спокойной старости, воз можность найти приют и сочувствие разо ренному человеку, когда не исключены спон танные вспышки счастья даже от неразде ленной любви. И в том, что говорит в фина ле пьесы «Дядя Ваня» Соня Войницкому, пе режив потрясение от громкого семейного конфликта— казалось, с непримиримой «раз боркой» отношений и даже стрельбой, — нет ни пессимизма, ни квиетизма, ни самопо жертвования, а есть трезвое осознание имен но «полной высокого смысла» жизни, где радость и счастье, не отрывные от терпения и труда, воспринимаются как философия существования, как креативная логика чело веческого бытия: «Мы, дядя Ваня, будемжить. Проживем длинный-длинный ряд дней, дол гих вечеров, будем терпеливо сносить испы тания, какие пошлет нам судьба; будем тру диться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы по корно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы... уви дим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несча стья оглянемся с умилением, с улыбкой — и отдохнем. Я верую, дядя, я верую горячо, стра стно........Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в мило сердии, которое наполнит собою весь мир...» В пьесе «Дядя Ваня» доктор Астров рас считывает на перемены «через сто-двести лет», а у героев «Трех сестер» различия в дистанциях ожидания будущего огромны. «Пришло время, — рассуждает Тузенбах, — надвигается на всех громада, готовится здо ровая, сильная буря, которая идет, уже близ ко и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку. Я буду работать, а через какие-нибудь 25 — 30 лет работать будет уже каждый чело век. Каждый!» И хотя герой говорит о «буре», исходя из общего контекста пьесы это все- таки не реминисценция горьковского моти ва бури, а надежда на перелом в человечес ком сознании, ибо речь идет не о переделе собственности, не о борьбе бедных с бога тыми, а о торжестве морально-этических начал — трудолюбия, терпения, неравноду шия к людям. А уверенность героя в том, что работать должен «каждый!» заставляет вспомнить утопические умозаключения Мисаила Полознева и художника из «Дома с мезонином». Мотивный характер чеховской темпо- ральности безусловен и закономерно вызы вает на память рассказ «Студент», но проти воречий между утверждением мысли о над личностном характере времени и личной ответственностью человека перед ним нет: надличностное будущее человечества возни кает из конкретных поступков человека в те кущем времени, порождая закон нравствен ного императива. Именно в контексте тем поральных размышлений героев вырывает ся у Вершинина возглас: «...ужасно хочется философствовать!» По существу чеховские герои выходят из опыта своего провинциального существо вания духовно преображенными, приобщен ными к охоте «философствовать», т.е. способ ными подняться над плоско-прямолинейным, пространным восприятием действительнос ти на высоту осмысления ее бытийной сути. Именно в фокусе такого мощного хронотопа, как «девятнадцать веков», «тысяча» или «мил лион лет» выявляется экзистенциальная при рода чеховского героя, способного или бес сильного своим волением воспринять таин ство жизни, ощутить ее как высший дар бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2