Сибирские огни, № 8, 2010
не выдержав тягот повседневного рутинно чернового труда на поприще земской деятель ности, кончает жизнь самоубийством: реаль ная действительность не ответила на его жаж ду скорых побед и немедленных результатов, развеяла иллюзии относительно того, что слу жение общему делу тотчас же отзовется рав новесным признанием заслуг, дающем ощу щение непроходящих именин. Решение тактических политических или экономических, социальных или культурных проблем невозможно без освобождения из плена «темной основы нашей природы», рационалистических схем и утопических проектов, идеологических мифов и лукавой пропаганды. Только востребованность «наи лучшего» стала бы залогом подлинного со противления «демоническому началу» ис тории, преодоления всяческих кризисов. Ведь, например, присутствие во всех сферах деятельности (при одинаковых профессио нальных и деловых качествах), условно гово ря, Гриневых, а не Швабриных уже неузна ваемо выправило бы скособоченную карти ну нашей жизни» [12]. Исходя из имманентности утопическо го дискурса самой природе художественно го творчества и в частности небывало высо кой его концентрации в русской литературе на перевале веков, нельзя не видеть заметно го нарастания утопического начала и в твор честве позднего Чехова, как и того, что, по добно Мамину-Сибиряку, Чехов не отрывал будущее ни от неустанной работы на него в настоящем, ни от понимания константно субстанциональной природы человека. В эстетическом формулировании ант ропологического кредо Чехова совершенно особое место принадлежит рассказу «Сту дент» (1894), где авторская концепция чело века возведена на философскую высоту, пе редана языком архетипа и мифопоэтики, посредством обращения к известному биб лейскому сюжету о той не уходящей из па мяти человечества ночи в Гефсиманском саду, когда Иуда предал Христа, а апостол Петр отрекся от него в горькой надежде со хранить пожизненную верность Учителю. В четкости выявления основополагающих мыс лей о мире, в глубине и ясности феноменоло гического контекста этого рассказа способны по-новому открыться многие стороны твор ческой позиции Чехова, особенно последних лет. Студент духовной академии Иван Вели копольский глухой и нелюдной ночью возвра щаясь домой, «думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность... такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет луч ше», а о том, что не станет она и хуже, он ду мает уже в конце рассказа, приближаясь к дому. Финал рассказа стратегически связан с его началом, он воссоздает в нем то нарра тивное равновесие, которое равнозначно сути человеческой жизни на земле, дает ощущение ее стабильности при всех временных сдви гах и колебаниях. Перелом в настроении Ивана Велико польского наступает благодаря дорожной встрече у ночного костра с двумя припозд нившимися огородницами: вдовыми мате рью и дочерью: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайно сти унылая, длинная ночь!». Его рассказ о боли, страданиях и слезах апостола Петра в ту всечеловечески горестную ночь компо зиционно предстает как вводный жанр, как вставная новелла, рассказ в рассказе и в силу взволнованно-лирической интонации обре тает особую глубину воздействия на читате ля, и его воздействующая сила сопряжена еще и с тем, как воспринимают рассказ Ива на Великопольского его слушательницы — вдовые мать и дочь: «... и Петр, взглянув из дали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: “И исшед вон, плакася горько”. Воображаю: тихий-тихий, темный- темный сад, и в тишине едва слышатся глу хие рыдания...» Закончив рассказ о Петре, студент уви дел, как «Василиса вдруг всхлипнула, слезы крупные, изобильные потекли у нее по ще кам», а выражение у Лукерьи «стало тяже лым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Действие рас сказа происходит в двух разных временных пластах, но сливается воедино благодаря бли зости чувств, переживаемых Петром девят надцать веков назад и слушательницами Ива на Великопольского. И если в начале расска за мысль студента сосредоточена на темных сторонах бытия, где «ужасы были, есть и будут», то в финале она уже устремлена ктому, что способно придать ему равновесие, и ге рой уже «думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2