Сибирские огни, № 8, 2010
другому — то литературным занятиям пред почтет юриспруденцию, то, поступив воль нослушателем в технологический институт, не прочь стать «профессором монгольских наречий». Жизненные метания логично приводят к соблазну военных подвигов на фронте балканских событий, где, впрочем, он готов «сделаться турком. Феска очень идет к моей фотографии...» Эпизод ухода добро вольцем на защиту сербских «братушек» от «турецких зверств» отчетливо коррелирует с общим юмористически-ироническим мо дусом изображения Пепко и проливает свет на отношение самого автора к такого рода подвигам, явившимся «плодом газетного поджиганья». Вообще, диалогичный с романом «Без названия» этот роман до удивления точно отзывается на многие стороны личных и про сто типологически совпадающих отношений писателей. Созвучность биографических черт главных героев романа «Черты из жиз ни Пепко» ассоциируется с чертами реаль ных биографий писателей: и южанин Васи лий Иванович Попов, и сибиряк Пепко ис пытывают неизбывную тягу к родным мес там, роман и заканчивается возвращением первого домой и неисключенностыо такого варианта для другого. Провожая друга, Пеп ко смятенно произносит: «О, я и сам уеду... Все к черту!., едем вместе в Сибирь...» Друж ба героев как бы символизирует неразрыв ность южных и северных просторов России и сублимирует неизбывность провинциаль ного чувства писателей: планами о том, что «с радостью переселился бы куда-нибудь в провинцию, по пока это только одна мечта», делится в письме писателю М.В. Эртелю Ма- мин-Сибиряк-; «я бы остался здесь жить» — пишет родным из Восточной Сибири Чехов. Пространственно-территориальная компо нента мировосприятия писателей органич но смыкалась с их эстетикой и поэтикой. Потому так важен в их творчестве неизбыв ный и для всей истории русской литературы архетип пути, мотив дороги. Потому так ве лика в творчестве обоих писателей роль до- рожно-путевой фабулы, обретающей значе ние жизненного Пути, восходящей к обрете нию смысла жизни. Подтверждением того, как глубоко ощу щал Чехов колдовскую, метафизическую, жизнепреобразующую силу дороги, нося щей хронотопный характер, т.е. возникающей из слияния пространства со временем, дает уже и предшествующий Сибири его твор ческий опыт. Повествовательной основой повести «Степь» (1888) так же, как во всем своде сибирских произведений, является до рожная фабула, и дорога так же дана в пере живании одного героя, открытого к внутрен нему восполнению, в одном случае — са мого автора, вдругом—девятилетнего маль чика Егорушки, отправленного в далекий город на учебу с попутным степным обо зом. Чистому, незамутненному расчетливым опытом взгляду ребенка действительность открывается в мощной оптике степных про сторов, когда «едешь час-другой» и когда «все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям», когда жизнь обо рачивается невидимой другим подлиннос тью, своим, так сказать, бытийственным нут ром, поражающим детское сознание разрывом между природным предназначением челове ка и его реальным положением в обществе. «И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром и для мира, никем не воспетые и никому не нужные». Это эпическое напряжение чеховского стиля глубоко созвучно духовным терзани ям и автобиографического героя Мамина- Сибиряка — Василия Ивановича Попова, жаждущего найти ответ на вопрос о «поло жительной стороне» русской жизни: «Где эта жизнь? Где эти таинственные родники (на право поедешь — сам сыт, конь голоден, на лево — конь сыт, сам голоден, а прямо по едешь — не видать ни коня, ни головы), по которым ездили могучие родные богатыри? Нет, жизнь есть, она должна быть...» Мужественно одолев все трудности си бирского пути на Сахалин, духовно обнов ленный преодоленными преградами к цели и вдохновенный победительным испытани ем своих сил Сибирью, Чехов, подобно Око- емову, не может удержаться от недоумен ного вопроса, почему прекрасный, распо лагающий к счастливой жизни край, превра щен в место устрашения и наказания: «Не понимаю, почему здесь излюбленное место для ссылки» (28 мая 1890). Сибирью Чехов отвечал на вопросы онтологической значимости, восходящие к его представлениям о высших ценностях жизни, и главной в их числе оказалась чело веческая способность к самостояпью. Са мым важным оказалось то, что «выдержала экзамен», проверку мощным хронотопом Сибири чеховская антропология, вера в че ловека как такового: огромный потенциал его возможностей и высокую меру способно 1 1 заказ № 358
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2