Сибирские огни, № 8, 2010
КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Людмила ЯКИМОВА ЧЕХОВ И МАМИН-СИБИРЯК: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ Глубоко симптоматично, что осмысле ние «положительной стороны» русской жиз ни Мамин-Сибйряк связывает именно с Си бирью и что программное произведение его оказывается самым «сибирским» по свое му повествовательному колориту. Словом, если уяснение места и роли Сибири в твор ческой и жизненной судьбе этого писателя никогда отдельной проблемы не составляло и представало как органически заданный вектор маминоведения, то факт поездки Чехова на о. Сахалин через всю Сибирь пред метом особого, выделенного, рассмотрения был постоянно и с течением времени не по терял способности открывать новые смыс ловые и эмоциональные абрисы. Прежде всего, слух о возможности по ездки Чехова в Сибирь многих поразил от сутствием внешней мотивированности: его отговаривали, запугивали непреодолимыми трудностями пути, не скупились на доказа тельства бессмысленности намеченного пла на. Но он был непреклонен и вопреки всему от поездки не отказался. Опровергал писа тель и слухи о том, что его «будто кто-то ко мандирует туда». «... вздор. Я сам себя коман дирую, на собственный счет» [1]. Непосредственным итогом его поездки в Сибирь явилась историко-публицистичес- кая книга «Остров Сахалин», очерки «Из Сибири» и дорожные письма родным, друзьям, коллегам, и параллельное чтение их с романом Мамина-Сибиряка «Без назва ния» близость их жизненных взглядов и твор ческой позиции высвечивает с неопровер жимой силой убедительности. Идело не толь ко в том, что в момент успешного продви жения по литературной стезе Чехов внутрен не ощутил опасность духовно-душевного торможения, творческой приостановки и за хотел получить мощную подпитку новыми впечатлениями, а в стремлении укрепиться в бытийственных началах жизни, ощутить живые токи естественно-природного течения бытия, и именно на этих высших уровнях философии жизни, общей мысли о мире и человеке в нем, с особенной силой иниции руемых Сибирью, значимо обнаруживалась глубина творческой смычки двух выдающих ся литераторов эпохи. Знаменательно, что какая-то часть си бирского пути Чехова и героев романа «Без названия», Окоемова и его компаньонов, оказывается общей — от Москвы до Нижне го Новгорода по железной дороге, затем по Волге и Каме с остановкой в Перми и Екате ринбурге, далее по Зауралью, вследствие чего дорожная фабула полнится совпадаю щими от широты российских просторов впе чатлениями и естественным образом отзы вается следами множества пересечений как в содержании, так и в форме сибирских про изведений писателей. И хотя возникшая фи лологическая ситуация сама по себе достой на стать предметом специального рассмот рения, в контексте данной статьи важно от метить лишь ее принципиальную значимость в аспекте творческого взаимодействия писа телей как факт многообразного характера литературных связей — от контактных до ти пологических. Знаменательно, что по доро ге в Пермь — на Каме — Мамин-Сибиряк и Чехов «встретились» и как авторы в одина ковой степени интересных современному " Окончание. Начало в № 7, 2010.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2