Сибирские огни, № 8, 2010

В июле 1924 г. Ярославский выступал на курсах переподготовки сельского учи­ тельства Московской губернии. Заговорив о положении ребенка и учителя в дорево­ люционной школе, он заметил, что нынешнему педагогу-воспитателю нужно, преж­ де всего, перевоспитать, переделать себя самого. «Ведь мы, революционеры, тоже не рождались антирелигиозными. Я лично, — признался оратор, — воспитывался в очень религиозной семье, мои родители были чрезвычайно религиозными людь­ ми, которые очень болезненно относились к тому, что я начал колебаться в вопро­ сах веры...» В докладе на 1 Всесоюзном съезде безбожников в 1925 г. Ем. Ярославский решительно высказался против тех товарищей, которые, как он говорил, считали, что «чем резче, тем лучше, чем хлеще удар, тем лучше, потому, что мы тогда скорее разделаемся с религией!» Нет, говорил он, «работа предстоит длительная, работа должна быть рассчитана на годы и десятилетия... Нужно запастись терпени­ ем. Это должна быть кропотливая работа, и надо выработать правильный подход к каждой группе населения»10. А 24 января 1929 г. на места была разослана Директива Политбюро ВКП(б) за подписью Л.М. Кагановича. В ней были объявлены контрреволюционными все цер­ ковные советы, мутаваллиаты, синагогальные общества и т. д. В мае 1929 г. в статье «Соцсоревнование и антирелигиозная пропаганда», издан­ ной в «Правде», Ярославский писал, что одним из убежищ для крестьянина, который не хочет идти в колхоз, а значит, является «мелким буржуа», «остается религиозная организация с гигантским аппаратом, 1,5-миллионным активом попов, раввинов, мулл, благовестников, проповедников всякого рода, монахов и монашек, шаманов и колдунов и т.п.». Именно он, пламенный Емельян, выдвинул лозунг: «Борьба против религии — борьба за социализм». Этот лозунг висел тогда в любом учреждении, в каждой школе. Впрочем, нельзя не вспомнить заслуг Ем. Ярославского в создании планетария в Москве и Центрального антирелигиозного музея в Ленинграде (Музей истории религии и атеизма)... В 1928— 1935 гг. Ярославский — кандидат в члены Исполкома Коминтерна, од­ новременно член дирекции Института В.И. Ленина. Был сотрудником главных печат­ ных органов ВКП(б), членом редколлегий газеты «Правда» и журнала «Большевик». Печатался в «Бедноте» и других центральных и региональных изданиях. Он — на вершине власти и уюта. Великолепная квартира, огромная персональ­ ная государственная дача, в которой сияет крышкой рояль, повсюду ковры, собствен­ норучно изготовленные чучела и натюрморты, любимый сад, где хозяин разводит цветы, выписывая семена из-за рубежа, персональный ролс-ройс. Хозяин старательно защищает процветание своего бытия. «Личное. Наркомат обороны. Товарищу Е.А. Щаденко. Дорогой товарищ Щаденко! Если можно подки­ нуть 3-4 машины доброго конского навоза для моего сада, то я прошу это сделать. Посылаю план дороги, по которой ехать машине. Садоводческий привет». Ем. Ярос­ лавский. Но сохранились написанные этой же рукой и другие тексты. «...Бывший патриарх сам творил преступления против народа, поскольку в кон­ трреволюционную борьбу он вкладывал личную волю и энергию, — постольку он несет всю ответственность за кровавые результаты своих действий». «...хитрый поп, реакционный и влиятельный, потерпел, однако, полное круше­ ние». «Наместника Христа на земле, каким считает себя папа, приводит в содрога­ ние мысль о том, что коммунизм может восторжествовать». «И пусть знают служители бога всех религий: никакие боги, богини, никакие святые, никакие заклинания и молитвы не спасут капиталистического мира от ги­ бели». Умер он в декабре 1943 года, умер в муках. И двух месяцев не прошло, как Сталин возвратил православной и другим церквям, казалось, навек утраченные права... 10 Ярославский Е. Против религии и церкви, т. 111. — М., 1935, с. 206. СЕРГЕЙ ШРАМКО Щ ) КРАСНЫЙ ТОРКВЕМАДА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2