Сибирские огни, № 8, 2010

СЕРГЕЙ ШРАМКО КРАСНЫЙ ТОРКВЕМАДА Чтение становилось крайне опасным занятием. В коммунистический «Index librorum prohibitorum» (Индекс запрещенных изданий — лат.) вошли произведения Платона, И. Канта, В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Е. Блаватской, В. Жуковского, JT. Толстого, Ф. Достоевского и др. Такой же официальный перечень книг, чтение которых запрещалось верующим под угрозой отлучения, впервые был издан по указанию папы Павла IV еще в 1559 г. и переиздавался более 40 раз (последний раз в 1948), систематически при этом по­ полняясь. В «Индекс запрещённых книг» Ватиканом вносились многие важные про­ изведения человеческой мысли (сочинения Дж. Бруно, Т. Гоббса, Вольтера и др.). Чем же не угодил Ярославскому Лев Толстой? Оказывается, «Толстой, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, полити­ ческое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно»7. Глубокую борозду оставил Ярославский и в музыкальной культуре СССР. В марте 1926 г. Антирелигиозная комиссия резко высказалась «против какой бы то ни было материальной или моральной поддержки со стороны государства певческих и музыкальных хоров, концертов и капелл духовного характера, принимая во внима­ ние, что в данный момент церковная музыка, хотя бы и в лучших ее произведениях имеет актуально-реакционное значение». Поэтому в 1927 г. был наложен запрет на исполнение «Всенощной» Рахманинова, «Божественной Литургии» Чайковского и «Реквиема» Моцарта, написанной на христианские темы музыки Баха, Генделя, и других композиторов. Ослушание каралось лагерями. Из музеев и галерей изымались и прятались в запасники произведения европей­ ских и отечественных мастеров с религиозными сюжетами — по сути, в СССР стала недоступной почти половина мирового фонда искусства. Празднование рождества тоже подверглось цензуре Ярославского, и новогод­ няя елка почти полтора десятилетия (до 1936 г.) считалась запрещенным религиоз­ ным предрассудком. Обоснование всех этих варварских акций было дано красным Торквемадой, прежде всего, в 5-х томах его книги «Против религии и церкви» (более 150 печ. листов). Но среди 500 трудов Ярославского-безбожника самой нашумевшей оказалась многократно переиздававшаяся «Библия для верующих и неверующих». «Меня дав­ но прельщала мысль, — писал автор в предисловии к ней в декабре 1922 г., — расска­ зать попроще и объяснить попонятнее, что написано в Библии... Во время антирели­ гиозных диспутов ко мне неоднократно обращались рабочие и крестьяне с просьбою “разобрать Библию”, как они говорили, так же просто, как это делается на диспуте. Это — большая и трудная задача... задача очень важная и нужная. Я попытаюсь шаг за шагом разобрать главнейшие, важнейшие места Библии»8. Эволюция антирелигиозных взглядов Ярославского от научно-просветительс- ких к террористически карательным особенно видна, если сопоставить ряд заявле­ ний, сделанных им за 6 лет. В феврале 1923 г. он писал: «Кое-где на местах некоторые наши товарищи посту­ пают по пословице: “Заставь дурака богу молиться, он и лоб прошибет”, — об этом свидетельствуют совершенно никчемные грубейшие выходки неумелых товарищей, которые воображают, что с религиозными предрассудками можно разделаться тем скорее, чем грубее будешь на них нападать»9. 7 Ярославский Е. Против религии и церкви, т. 2. — М., 1935, с. 475. 8 Наиболее известны: Библия для верующих и неверующих, чч. 1-5. — М., 1923-1925 (переиздавалась более 30 раз), последнее издание — Л., Лениздат, 1975; Мысли Ленина о религии. — М., 1924; Как родятся, живут и умирают боги и богини? — М., 1924; На антирелигиозном фронте. — М., 1924; Коммунисты и религия. — М., 1925; Задачи и методы антирелигиозной пропаганды. — М., 1925; 10 лет на антирелигиозном фронте. Изд-во Безбожник, 1927; Единый фронт труда и науки против мракобесия. — М., 1930; Очередные задачи антирелигиозной пропа­ ганды. — М., 1930; Задачи антирелигиозной пропаганды в реконструктивный период. — М.-Л., 1931; Коммунизм и религия. — М., 1936; Сталинская конституция и вопрос о религии. — М., 1936; О религии.— М., 1958. 9 Ярославский Е. Против религии и церкви, т. 1. — М, 1932, с. 58.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2