Сибирские огни, № 8, 2010
ке» был создан Антирелигиозный семинар во главе с Ем. Ярославским. Позже рабо тал в Центральном совете Союза воинствующих безбожников. В 1933—1941 гг. — ответственный редактор журнала «Безбожник». Написал одну из глав книги Ем. Ярос лавского «Как рождаются, живут и умирают боги и богини». Но порой и безбожный их Союз начинали раздирать склоки. Так, в 1925 г. один из учредителей Союза безбожников И.П. Брихничев, в про шлом православный священник, обратился с письмом к другому деятелю движения, одному из соавторов Декрета Совнаркома об отделении церкви от государства и редактору газеты «Безбожник», М.В. Гореву (естественно, копии — Сталину, в ЦКК, в Агитпроп и в Отдел печати ЦК, Попову и Бляхину). «Дорогой товарищ Горев! — с истовой скорбью пишет он. — 27-го августа прошлого года мы положили начало нынешнему союзу Безбожников СССР. Это было красивое, но тяжелое время... мы работали в холодной иетопленной редакции, не получили по пяти месяцев содержа ния, не имели ни одного платного работника. Дни и ночи мы проводили на антире лигиозном посту. Мы были одни...» В чем же дело? Оказывается, большевичка М. Костеловская, атаманша воин ствующих московских атеистов, раскритиковала в «Правде» и Ярославского, и Брих- ничева с Горевым. Она, жалуется Брихничев, «называла нас густопсовыми попами и пр. и пр.». «Трудно было читать эти позорящие строки на страницах “Правды”, кото рую мы, партийцы, привыкли рассматривать как орган Центрального Комитета Партии. Трудно было согласиться с тем, что Костеловской и еврею Губельману можно быть антирелигиозниками в крестьянской стране, а нам, русским, вынесшим и ссылки, и крепость, и десятилетние скитания с волчьим билетом при царизме, двадцать лет слу жившим революции, — нельзя быть антирелигиозниками, потому что я, например, двадцать лет тому назад был попом. Лично Ильичем моя деятельность была одобрена на 8-м Съезде Советов (смотри стенограмму Съезда). Не менее значительна и Ваша работа, товарищ Горев, если не более. И вот мы только “густопсовые попы”. — Партия, где ты? — тяжко вопрошал бывший священник. — Рабочие и кресть яне, вы, миллионы товарищей, ощутившие результаты нашей самоотверженной ра боты, почему Вы молчите, почему позволяете топтать в грязь Ваших часовых на передовом посту безбожия». Но больше всего правдоискатель возмущен тем, что Ярославский бездельник, любитель сплетен и покровитель доносчиков, мастер травли неугодных людей, поря дочный очернитель и мелкий сыщик. «Губельман-Ярославский... никогда в редакции не бывает, а лишь кушает каш таны, которые мы достаем из огня», — ябедничает он Гореву, а также Сталину и прочим адресатам. Чувствуется, что Брихничеву не хотелось, чтобы его обвинили в антисемитиз ме. «За то, что я называю Губельмана его настоящим именем, а не псевдонимом, меня назовут юдофобом. Я знаю. Но таких юдофобов как я — девяносто девять процентов с половиной имеется в партии. Пора перестать пугать нас этим жупелом. Пора понять, что из 150-миллионного русского народа могут выходить крепкие, силь ные духом и честные борцы. Поэтому нечего ему навязывать во что бы то ни стало Губельманов... Это не юдофобия, а благородный протест. Если негодяи устраивали Губельманам когда-то погромы, это не значит, что мы должны позволять Губельма- нам и Костеловским с их информаторами Кобецкими садиться себе на шею»... Но не лучший час для своего письма скорби выбрал Брихничев. Во всяком случае, Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б) — эта Тайная канцелярия, в зас тенках которой без затей поднимали на дыбу все без исключения церкви, и бессмен ным руководителем которой был Ярославский, на своем заседании 11 ноября 1925 года (протокол № 67) решила, что Брихничев «мог быть принят в РКП(б) и оставаться до сих пор в партии только по недоразумению»5. Час изгнания краток, а работе не видно конца. Эти двое — Ярославский и Тучков— неделя за неделей подписывали списки книг, изымаемых из библиотек СССР для передачи в спецхраны или для уничтожения6. 5 Нежный А. Комиссар дьявола // Звезда, 1993, № 4. 6 См.: Инструкция по пересмотру книжного состава библиотек. -— М., Красная Новь, 1924; Письмо о пересмотре книжного состава массовых политпросветских и профсоюзных биб лиотек. — М., MOHO, Московская Областная библиотека, 1930 и др. СЕРГЕЙ 1UPAMKO КРАСНЫЙ ТОРКВЕМАДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2