Сибирские огни, № 8, 2010

СЕРГЕЙ ШРАМКО Ш&Л КРАСНЫЙ ТОРКВЕМАДА религией в государстве рабочих и крестьян: закрытие и уничтожение тысяч церквей и монастырей, организация кампании за вскрытие мощей святых. «Увозили ли Патриарха Тихона из Троицкого подворья под домашний, но, тем не менее, “строжайший”, арест в Донской монастырь; забирали ли его на Лубянку, во внутреннюю тюрьму, где в течение 38 дней сгибали к покаянию перед рабоче- крестьянской властью два умельца: особоуполномоченный ГПУ Яков Сауловид Аг­ ранов и начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Евгений Александрович Тучков; сажали ли под замок председателя совета Всероссийского союза евангельс­ ких христиан Ивайа Степановича Проханова и многомесячным заключением вымо­ гали у него заявление, что христианам капиталистических стран оружие в руки брать нельзя, а советским можно и должно; давили ли толстовцев, разоряли ли процветаю­ щие хозяйства вернувшихся из-за океана в Россию духоборов и молокан; дергали ли за короткий поводок главу “Живой Церкви” Красянского — прежде, чем всему это­ му совершиться въяве, произносила свое тайное слово Антирелигиозная комиссия, неизменным председателем которой был Емельян Ярославский»4. Заместителем его по Антирелигиозной комиссии был чекист из рабочих Е.А. Тучков, по кличке Игумен, начальник 6-го секретного (Церковного) отдела ГПУ. Вдвоем с Ярославским, на основании справок ГПУ, они составляли секретные спис­ ки неугодных власти церковнослужителей. Тысячи священников были арестованы по этим спискам, а затем расстреляны или сгинули в ГУЛАГе. С 21 декабря 1922 г. по июль 1941 гг. Ярославский руководил выпуском газеты «Безбожник», которая выходила в Москве, сначала нерегулярно, затем 3 раза в ме­ сяц, потом — еженедельно (с января 1935 по март 1938 гг. не издавалась). Газета отстаивала научные принципы антирелигиозной пропаганды, помещала статьи о положении религии и атеизма в СССР и других странах, разоблачала религиозные догмы и суеверия, реакционную деятельность духовенства, публиковала много сти­ хов, рассказов, фельетонов и карикатур. В «Безбожнике» подводились итоги массо­ вой чистки среди учителей — «Конкурса на богомольного учителя». «Пионеротря­ ды, принимайте всюду участие в борьбе за закрытие церквей!.. К борьбе с пьян­ ством, хулиганством, с религиозным дурманом, юный пионер, будь готов!» Тираж ее доходил до 500 тыс. экз. В августе 1924 г. на основе кружков ее читателей в Москве возникло общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). В марте-июле 1925 г. Ярославский — организатор и председатель Центрально­ го совета Союза безбожников СССР, действовавшего в 1925—1943 гг. (с 1929 г. — Союза воинствующих безбожников СССР). В числе других в состав Центрального совета Союза безбожников вошли и профессора К.А. Тимирязев (физиолог), Б.М. Завадовский (биолог) — он активно участвовал в работе Союза, вплоть до 1941 г. После 1Всесоюзного съезда Союза безбожников, состоявшегося в апреле 1925 г., где Ем. Ярославский был избран его председателем, он являлся и главным редакто­ ром печатавшихся в Москве журналов Центрального совета Союза; с марта 1925 — «Безбожник», в 1926 — июне 1941 гг. — «Ангирелигиозник» и в 1922—1930 гг. — членом редколлегии «Атеиста» (с 1931 г. — «Воинствующий атеизм»). Работа по искоренению дурмана шла широким фронтом, энергично и дружно. «Антирелигиозник» освещал опыт антирелигиозной пропаганды в СССР и за рубе­ жом, помещал статьи по истории религии и атеизма, а также методические матери­ алы для агитаторов и пропагандистов (с 1960 г. выходил под названием «Наука и религия»). «Безбожник» издавался в 1925 и 1933— 1941 гт. — ежемесячно, в 1926— 1932 гг. — 2 раза в месяц. Ответственный редактор в 1925— 1932 Емельян Ярослав­ ский, в 1933—1941 гг. Ф.М. Путинцев. В 1932 г. в него влился журнал «Безбожник у станка», редактором которого до того был И.Н. Стуков. Ближайшими помощниками Ярославского в работе были его заместители по газете «Безбожник» — бывший священнослужитель М.В. Галкин (он же Горев); М.М. Шейнман, в будущем профессор-историк, крупнейший знаток католицизма, автор статей, книг и брошюр; большевик Ф.М. Путинцев, сын православного пропа­ гандиста, протоиерея М. Путинцева, с 1921 г. слушатель Коммунистического уни­ верситета имени Я.М. Свердлова в Москве. Именно по его инициативе в «Свердлов- 4 Нежный А. Комиссар Дьявола // Звезда, 1993, № 4, с. 134.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2