Сибирские огни, № 8, 2010
СЕРГЕЙ ШРАМКО Ш&Л КРАСНЫЙ ТОРКВЕМАДА религией в государстве рабочих и крестьян: закрытие и уничтожение тысяч церквей и монастырей, организация кампании за вскрытие мощей святых. «Увозили ли Патриарха Тихона из Троицкого подворья под домашний, но, тем не менее, “строжайший”, арест в Донской монастырь; забирали ли его на Лубянку, во внутреннюю тюрьму, где в течение 38 дней сгибали к покаянию перед рабоче- крестьянской властью два умельца: особоуполномоченный ГПУ Яков Сауловид Аг ранов и начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Евгений Александрович Тучков; сажали ли под замок председателя совета Всероссийского союза евангельс ких христиан Ивайа Степановича Проханова и многомесячным заключением вымо гали у него заявление, что христианам капиталистических стран оружие в руки брать нельзя, а советским можно и должно; давили ли толстовцев, разоряли ли процветаю щие хозяйства вернувшихся из-за океана в Россию духоборов и молокан; дергали ли за короткий поводок главу “Живой Церкви” Красянского — прежде, чем всему это му совершиться въяве, произносила свое тайное слово Антирелигиозная комиссия, неизменным председателем которой был Емельян Ярославский»4. Заместителем его по Антирелигиозной комиссии был чекист из рабочих Е.А. Тучков, по кличке Игумен, начальник 6-го секретного (Церковного) отдела ГПУ. Вдвоем с Ярославским, на основании справок ГПУ, они составляли секретные спис ки неугодных власти церковнослужителей. Тысячи священников были арестованы по этим спискам, а затем расстреляны или сгинули в ГУЛАГе. С 21 декабря 1922 г. по июль 1941 гг. Ярославский руководил выпуском газеты «Безбожник», которая выходила в Москве, сначала нерегулярно, затем 3 раза в ме сяц, потом — еженедельно (с января 1935 по март 1938 гг. не издавалась). Газета отстаивала научные принципы антирелигиозной пропаганды, помещала статьи о положении религии и атеизма в СССР и других странах, разоблачала религиозные догмы и суеверия, реакционную деятельность духовенства, публиковала много сти хов, рассказов, фельетонов и карикатур. В «Безбожнике» подводились итоги массо вой чистки среди учителей — «Конкурса на богомольного учителя». «Пионеротря ды, принимайте всюду участие в борьбе за закрытие церквей!.. К борьбе с пьян ством, хулиганством, с религиозным дурманом, юный пионер, будь готов!» Тираж ее доходил до 500 тыс. экз. В августе 1924 г. на основе кружков ее читателей в Москве возникло общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). В марте-июле 1925 г. Ярославский — организатор и председатель Центрально го совета Союза безбожников СССР, действовавшего в 1925—1943 гг. (с 1929 г. — Союза воинствующих безбожников СССР). В числе других в состав Центрального совета Союза безбожников вошли и профессора К.А. Тимирязев (физиолог), Б.М. Завадовский (биолог) — он активно участвовал в работе Союза, вплоть до 1941 г. После 1Всесоюзного съезда Союза безбожников, состоявшегося в апреле 1925 г., где Ем. Ярославский был избран его председателем, он являлся и главным редакто ром печатавшихся в Москве журналов Центрального совета Союза; с марта 1925 — «Безбожник», в 1926 — июне 1941 гг. — «Ангирелигиозник» и в 1922—1930 гг. — членом редколлегии «Атеиста» (с 1931 г. — «Воинствующий атеизм»). Работа по искоренению дурмана шла широким фронтом, энергично и дружно. «Антирелигиозник» освещал опыт антирелигиозной пропаганды в СССР и за рубе жом, помещал статьи по истории религии и атеизма, а также методические матери алы для агитаторов и пропагандистов (с 1960 г. выходил под названием «Наука и религия»). «Безбожник» издавался в 1925 и 1933— 1941 гт. — ежемесячно, в 1926— 1932 гг. — 2 раза в месяц. Ответственный редактор в 1925— 1932 Емельян Ярослав ский, в 1933—1941 гг. Ф.М. Путинцев. В 1932 г. в него влился журнал «Безбожник у станка», редактором которого до того был И.Н. Стуков. Ближайшими помощниками Ярославского в работе были его заместители по газете «Безбожник» — бывший священнослужитель М.В. Галкин (он же Горев); М.М. Шейнман, в будущем профессор-историк, крупнейший знаток католицизма, автор статей, книг и брошюр; большевик Ф.М. Путинцев, сын православного пропа гандиста, протоиерея М. Путинцева, с 1921 г. слушатель Коммунистического уни верситета имени Я.М. Свердлова в Москве. Именно по его инициативе в «Свердлов- 4 Нежный А. Комиссар Дьявола // Звезда, 1993, № 4, с. 134.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2