Сибирские огни, № 8, 2010

грубых выпадов против служителей культа, так как они лишь озлобляли верующих. Выступления на диспутах о вере направлялись как против православной церкви, так и других религиозных организаций и сект. Ярославский отмечал, что ему не раз приходилось сталкиваться на диспутах с баптистами, и «совершенно ясно, что отго­ родиться от православного попа баптист может только наполовину. Когда начина­ ешь затрагивать самые основы метафизической религиозной стряпни, баптистский “братец”, начетчик-благовестник, так же цепляется за Ноев ковчег и библию, как любой православный поп». О том, какую реакцию у рабочих и крестьян вызывали такие диспуты, сообщала газета Анжеро-Судженского угольного района «Коммуна». 8 мая 1922 г. в Народном доме Судженских копей прошел диспут с участием Е.М. Ярославского, приехавшего на районную партконференцию. Собрание в Народном доме было многолюдным, как никогда. Емельян Михайлович выступил с двухчасовым докладом, в котором он вскрыл причины падения веры в бога, противоречия в Библии, наличие в ней наи­ вных историй, не выдерживающих критики. Иллюстрации и сопоставления из текста Библии, снабженные пояснениями Ярославского, неоднократно вызвали смех при­ сутствующих. Докладчик объяснил происхождение мира, человека, зарождение веры в бога, показал, как развиваются религиозные учения, в зависимости от изменения условий. После докладчика выступили представитель евангельских христиан и два православных священника. В итоговой речи Ярославский опроверг все доводы оп­ понентов и рекомендовал провести ряд просветительских лекций. Диспут длился 6 часов, но собрание с редким вниманием и терпением выслушало выступавших. Оценивая значение диспутов, Е.М. Ярославский писал: «На этих собраниях вы­ ступали священники и миряне, и надо было видеть, как жадно слушают, как глубоко взволнованы, как переживают слушатели, среди которых много женщин и стариков, все, что слышат. Ведь люди веками верили в это, и все-таки даже старики, даже глубо­ ко верующие просили каждый раз нас, безбожников: “Устройте еще раз такое собра­ ние”. Потому что мысль их — веками спящая, забитая — разбужена, открылись перед нею новые дали, хочется больше знать, все узнать». В 1922—1940 гг. Ярославский являлся организатором всей антирелигиозной работы в СССР. 22 октября 1922 г. решением Политбюро ЦК он был назначен предсе­ дателем Комиссии по проведению отделения церкви от государства при Агитацион­ но-пропагандистском отделе ЦК РКП(б) и вел эту работу с декабря 1922 по 1929 гг. (С 13 июня 1928 по 28 ноября 1929 гт. она именовалась Антирелигиозной комиссией при Политбюро ЦК ВКП). В январе 1923 г. он писал: «Строго говоря, только теперь в стране начинается систематическая антирелигиозная пропаганда»2. Любопытно свидетельство Л. Троцкого: «В числе многих работ, которыми я руководил в партийном порядке, т. е. негласно и неофициально, была антирелигиоз­ ная пропаганда, которою Ленин интересовался чрезвычайно. В недели выздоровле­ ния он каким-то образом узнал, что Сталин маневрирует против меня, обновляя аппарат антирелигиозной пропаганды и отодвигая его от меня... На руководство антирелигиозной пропагандой тем временем был продвинут Ярославский, кажется, под видом моего заместителя. Вернувшись к работе и узнав об этом, Ленин на од­ ном из заседаний Политбюро неистово накинулся на Молотова, в действительности на Сталина: “Я-ро-слав-ский? Да разве вы знаете Я-ро-слав-ского? Ведь это же курам на смех. Где же ему справиться с этой работой?” и пр. Горячность Ленина непосвя­ щенным могла казаться чрезмерной. Но дело было не в Ярославском, которого Ленин, правда, выносил с трудом. Речь шла о руководстве партией»3. В те же годы Ярославский один из преподавателей Московской губернской со­ впартшколы, читал лекции в Коммунистическом университете им. Свердлова, вел гам Антирелигиозный семинар. В заседаниях комиссии Ярославского или Антирелигиозной комиссии ЦК ВКП(б), проходивших регулярно дважды в месяц, обычно принимали участие Н.К. Крупская, A.B. Луначарский, Р.В. Менжинский, П.А. Красиков, С.С. Дзержин­ ская, С.В. Смидович, И.И. Степанов-Скворцов, Н.В. Крыленко, П.И. Лебедев-Полян­ ский и многие другие большевистские деятели ... Здесь намечались планы борьбы с 2 Ем. Ярославский. Против религии и церкви, т. III. — М., 1935, с. 16. J Троцкий Л.Д. Болезнь Ленина. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине, в 10 т. Т. 8. — М., 1991, с. 149-150. 10 заказ № 358 СЕРГЕЙ ШРАМКО фЩ КРАСНЫЙ ТОРКВЕМАДА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2