Сибирские огни, № 8, 2010
СЕРГЕЙ ШРАМКО 5^^ КРАСНЫЙ ТОРКВЕМАДА шелками и золотом, вместо «нетленных благоуханных мощей святого» извлекли вату новейшей выделки, стружку, полуистлевшие кости, лежавшие небольшЫ} куч кой на дне гроба и, видимо, принадлежавшие не одному, а нескольким людям. В гробу были найдены детский череп и челюсть взрослого мужчины. «Вот то, чему архиереи и монахи заставляли поклоняться верующих, пользуясь их невежеством, легковерием, и приносить трудовые копейки в карманы алчных церковников», — писал Е.М. Ярославский. В январе 1921 г. вскрыли мощи «святителя» Иннокентия в Иннокентьевском монастыре около Иркутска. В гробу нашли кости, обтянутые истлевшей кожей, пыль, плесень, а в плесени и пыли — мертвые черви. Ярославский откликнулся статьей «12 фунтов сибирских мощей». «Не ради насмешки устанавливает Советская власть истину, не ради насмешек открывает она вековой обман, — писал автор. — Пусть все знают, что они кланялись 12 фунтам гнилых костей, изъеденных червями и мо лью. Это поможет крестьянам Сибири перестать верить в помощь молитв и мощей и научит их полагаться на свои силы. Одним обманом меньше, от этого только креп че станет на ноги трудовая Сибирь». В борьбе с властью Советов часть «служителей Христа» использовала неуро жай, поразивший 34 губернии страны. Действия советской власти по изъятию в 1921 г. из церквей, костелов, синагог, мечетей золотых и серебряных изделий, драгоценных камней под лозунгом закупки хлеба для голодающих верхи церкви, во главе с патриархом всея Руси Тихоном, встре тили враждебно. Оказали сопротивление изъятию ценностей и «отцы» сибирской церкви — епископ Иркутский и Верхоленский Анатолий, часть томских церковников во главе с епископом Виктором: пусть миллионы людей гибнут — на то воля божья, а кресты, ризы, драгоценные камни должны хранить благолепие храмов, и, может, муки умирающих помогут сбросить ненавистную власть. В статье «Проверка веры» Ем. Ярославский обратился с призывом к верующим и духовенству отдать церковные ценности. Он требовал, чтобы духовенство нашло в себе мужество пожертвовать золото и серебро для спасения людей. Емельян подчер кивал, что страна ждет, когда прекратится лицемерная проповедь, будто бог берет к себе в рай тысячи умирающих в страшных муках детей, оправдывая преступный отказ сытых в помощи голодным. Все требуют от духовенства помощи голодающим, а не проповедей, писал Е.М. Ярославский в статье «Проверка делом», опубликован ной в газетах «Советская Сибирь» и «Красный Алтай». «Возмущенная человечес кая совесть требует ответа от всех вас. Не словами, а делом. История испытывает вас своим великим испытанием. И если вы не сумеете в этот грозный момент отдать для умирающего человека золото и серебро храмов, церквей, костелов, си нагог, мечетей, ваши серебряные и золотые кресты, цепи, сосуды и прочее — от вас отвернутся миллионы. Они поймут, что за вашими молитвами нет даже веры... Мы ждем дела, а не слов». Обличению антисоветских вылазок в связи с изъятием церковных ценностей был посвящен и ряд других статей Е.М. Ярославского, появившихся в эти годы («Дела церковные», «Не о хлебе едином») в «Советской Сибири», «Изъятия церковных ценностей в Сибири и задачи РКП и РКСМ», напечатанной в журналах «Известия Сиббюро РКП(б)» и «Юный пропагандист». О сибирских церковниках, их отношении к голодающим он писал и в обозрении «По Сибири» в журнале «Сибирские огни», подчеркивая, что изъятие церковных ценностей, накопленных путем обмана трудящихся, — это «частица русской рево люции, одно из слагаемых ее. От самих верующих и от тех, кто стоит во главе их, зависит, стать ли сейчас силой, помогающей измученной, голодной крестьянской массе встать на ноги, или стать на ее пути тормозом, цепью, преградой, пытающейся повернуть вспять колесо истории, бег локомотива революции. Локомотив револю ции безжалостен, колесо истории назад не повернется». Ярославский обличал кон трреволюционную деятельность верхушки всех религиозных конфессий, раскрывая реакционную роль религиозных сект и групп в Сибири, в основном стоявших на антисоветских позициях. Важной формой атеистической пропаганды стали диспуты о вере, которые Ярос лавский сам организовывал и проводил. Диспуты пользовались большой популяр ностью и неизменно вызывали живой интерес трудящихся. Он рекомендовал зара нее разрабатывать программу диспута, хорошо подбирать материалы, не допускать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2