Сибирские огни, № 8, 2010

Сергей ШРАМКО КРАСНЫЙ ТОРКВЕМАДА Набросок на фоне времени * Борец с верой Профессор П.С. Фатеев пишет, что еще в мае 1918 года В.И. Ленин поручил Ярославскому организацию антирелигиозной работы в стране и руководство ею, а в 1919—1922 гг. Ярославский несколько раз встречался с В.И. Лениным и обсуждал задачи, формы и методы антирелигиозной пропаганды, участвовал в разработке партийных директив по антирелигиозной работе1. Однако ни в одном из томов Биографической хроники В.И. Ленина об этих встре­ чах и поручениях вождя Ярославскому нет ни слова. Руководил антирелигиозной работой в стране в эти годы Красиков Петр Анань­ евич. С 1918 г. — заместитель наркома юстиции. Он руководил отделом ликвидации культов Наркомата юстиции, проводившим отделение церкви от государства. Автор атеистических книг. С января 1922 г. — член комиссии Агитпропа ЦК РКП(б) по антирелигиозной пропаганде; до 1938 г. председатель комиссии по вопросам культа при ВЦИК, затем ЦИК СССР. Был редактором газеты Временного рабочего и кресть­ янского правительства, журналов «Революция и церковь», «Воинствующий атеист». «Революция и церковь», журнал, издававшийся в РСФСР и СССР в 1919—1924 гг. наркоматом юстиции — центральный периодический антирелигиозный орган того времени. Инициаторы создания его П.А. Красиков (ответственный редактор) и М.В. Галкин (Горев). Журнал популяризировал идею отделения церкви от государ­ ства, вёл борьбу с воинствующим клерикализмом и разоблачал контрреволюцион­ ную агитацию духовенства. На его страницах выступали многие видные деятели партии и государства. Тем не менее, уже в 1920—1922 гг. Емельян Ярославский активно ведет органи­ зационную и пропагандистскую атеистическую работу в Сибири. В эти годы многие церковные организации и духовенство страны относились к советской власти враж­ дебно. Тысячи священников были организаторами выступлений против Советов, пропагандистами контрреволюции. Разоблачая реакционную роль религиозных орга­ низаций, Е.М. Ярославский напоминал на митингах и диспутах, что делала большая часть духовенства Сибири в годы гражданской войны. Многие священники не только благословляли кровавый террор белогвардейцев и интервентов, но и сами брались за оружие. В помощь Колчаку они сформировали «иисусовы полки», «дружины святого креста», «дружины зеленого знамени». После окончания гражданской вой­ ны многие из них помогали кулацким бандам либо сами участвовали в политичес­ ком бандитизме. Эффективной формой борьбы с влиянием церкви стали вскрытия мощей «свя­ тых». 17 октября 1920 г. по случаю вскрытия мощей «святого» Симеона в Верхнетур­ ском монастыре газета «Советская Сибирь» напечатала статью Ярославского «Симеон праведный Верхотурский». Мощи Симеона, к которым на протяжении более 200 лет верующие со всех концов России, особенно с Урала и Сибири, ходили на поклонение, были вскрыты в присутствии 10 тыс. человек. Из гроба, обшитого ‘ Окончание. Начало в №№ 6, 7, 2010. 1 Фатеев П.С. Емельян Михайлович Ярославский. — М., 1980.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2