Сибирские огни, № 8, 2010
Примечания: О поэзии Кублановского в нашем журнале замечательную аналитическую ста тью публиковал ныне покойный Станислав Золотцев. Это было в апрельском номе ре 2006 года: «Судьба стиха миродержавная», с подзаголовком — читая книгу из бранных стихотворений Юрия Кублановского «Дольше календаря» (М., 2005), материал можно посмотреть по ссылке: www.sibogni.ru/archive/5B/692/. А здесь хочу процитировать один из ключевых пассажей этой статьи: ...каждый настоящий художник стиха (в России, по крайней мере) возни кает, движимый во многом своей внутренней — бывает, что самим им не всегда осознанной, но чаще всего протестной — реакцией на поэзию пред шествующего периода. Либо — на доминанту современной ему, дебютан ту, поэзии, на, как нынче выражаются, её «мейнстрим». Молодой поэтут верждает себя, отрицая её официоз, признанные имена (даже и под флё ром «оппозиционности», как правило, «придворной»...) А нередко это не приятие смыкается с неприятием окружающего мироустройства — не обязательно сугубо социального, чаще — социально- или духовно-психоло- гического. Оно и естественно, на то и младость... И «архетип» такого начала (да и продолжения) творческого пути был положен самим основоположником российской словесности. Сказано же было: на вызов Петра Россия ответила Пушкиным. Если вдуматься, по чти все главные творения потомка славного боярского рода во многом суть не просто бунт против «окружающей действительности», но и отрицание многих нравственно-сущностных черт, явившихся в процес се «прорубания окна». Да и в послепетровские времена... Так оно и поны не идёт. Так шло и в шестидесятые-семидесятые минувшего века, когда автор книги «Дольше календаря» писал её начальные страницы. Славянизмы, восковые соты строф и звуков позабудь , пиит. Есть иные образы и ноты, стих — как дом Романовых — убит. Наша правда не в высоком слоге, не в согласье наши голоса. Знать, недаром мечены в итоге все твои крестами адреса. И с морозца пальцами кривыми прикурить стараясь от свечи, с прокажёнными вяжись, поэт, с чумными, дни свои в беспамятстве влачи. Мы не так бездомны и убоги, нам ещё до смерти далеко. Мы ещё не думали о Боге — как Его владенье велико. А вот другой автор большой и вдумчивой рецензии Александр Радашкевич, кото рая была опубликована ещё в середине 80-х годов прошлого века в эмигрантском жур нале «Стрелец» (Париж, 1985). Статья касается одной большой книги Юрия Кубла новского «С последним солнцем»: Юрий Кублановский — поэт живой пристрастности, поселивший своего героя на крайней черте, где и есть место для всего настоящего в поэзии. ВЛАДИМИР БЕРЯЗЕВ ИБО НАШЕ НЕБО НЕ МОГИЛА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2