Сибирские огни, № 8, 2010
ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Владимир БЕРЯЗЕВ ИБО НАШЕ НЕБО НЕ МОГИЛА О поэзии Кублановского Не так давно в одном из писем Кублановский процитировал Александра Сап- ровского: Я из страны, где всё иначе, Где каждый занят не собой, Но вместе все верны задаче Разделаться с родной землёй. Эта нота, идущая чуть ли не от призвания варягов на Русь, мол, земля наша велика и обильна, но наряда (порядка) нет, — нота эта присуща не только поэзии Кублановского и в целом поколению, которому он принадлежит, этими настроения ми страдает и большая русская проза конца XX века, и, шире, культурная русская мысль переломного и постсоветского времени. Однако если Рюрика призывали для утверждения вертикали власти, для усмирения хаоса и утишения распрей, то нынеш ние художники и мыслители хотели бы изгнания варягов. Я не беру в расчёт либеральную публику, которая давно не числит себя по ведомству России. Книга Юрия Кублановского «Перекличка» заставляет меня высказаться на от крытой волне, без экивоков и реверансов в ту или другую сторону. А стороны в данном случае — это европейско-бродская и почвенно-патриотическая поэзия на стоящего периода, ни к той, ни к другой Кублановского впрямую отнести нельзя. «Актуальную поэзию», это странное новомодное поветрие, я в целом не рассматри ваю как явление художественное и здесь не учитываю. «Перекличка» — несомненное событие. Книга утверждает живое бытие нашей поэзии и языка. Признаюсь, в какой-то момент моё отношение к поэзии Кублановского стало критичным, я испытал пресыщенность и некое чувство протеста, стихи его перио да завершения, как он сам любит выражаться, «великой криминальной револю ции» казались мне или чересчур публицистичными, или залакированными до эта лонного блеска, слишком совершенными, перешлифованными, то есть такими, из которых улетучился живой дух, который таится пусть в чутошной, но милой непра вильности. Однако — время есть таинственная стихия, которая совершает с нашими худо жествами загадочные превращения, может обратить всё в прах, уксус, холодные угли, а может сделать драгоценным вином (Цветаева), резной дивно пластичной геммой (Бунин), старым, но грозным оружьем (Маяковский). Как вам угодно, но прежние стихи Кублановского только набираются силы, они аккумулируют в себе последние десятилетия с трагедией крушения русско-византийской империи. Но...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2