Сибирские огни, № 5, 2010
лей и чувств, ответом на который и стано вится сад, требующий постоянного обога щения. Например, впечатлениями от путе шествий. Когда же в ночную пору сад на время смолкает в душе, приходит «вечная тема». И она о «безумии поэта», замкнутого, как поэт-романтик Гельдерлин (снова 18 век!) «на тридцать лет жизни» «в желтой башне». Точ нее, «в пространстве пустотелых слов» («Веч ная тема»). Сад тут превращается в свой ан типод — род тюрьмы для сумасшедших. В резонанс теме — «иераусалимские» сти хи, венчающие цикл, где есть стихотворение- молитва «побиваемой камнями». Его герои ня «блядовала, думала— можно», «лелеяла и ласкала» «окрестный люд», и вот расплата. Спасает от жути чувство солнца: она словно впервые ощущает не просто светило, а «свет всепрощенья», Божий свет. К нему причаст на и поэтесса, написавшая стихотворение в Страстную неделю. Вот и книга заканчивается тоже солн цем. Хоть и «потусторонним», хоть и с ог лядкой на трагичную судьбу «царской четы», которую Л. Григорьева, словно бы невзна чай, по касательной, вспоминает в финаль ном стихотворении «Царь и царица». Итог же таков: довольно суеты, хватит «душу ла тать... жадничать, прятать, тащить и хватать, / то, что далось без усилий». Благодать толь ко на тех, кто «умеет любить и летать» до «рваных перьев воскрылий». Если это не смерть, так сад. С его умиротворенностью запечатленной гармонии. Его можно расши рить, распространить и вширь, и ввысь, и вглубь, срифмовать со всем миром и своей душой. И пусть сад — форма самоуспокое ния, за которой бьется пульс живых проти воречий мыслей, чувств, рифм, не различа ющих, порой, гласные: «поди ж ты — одеж ды», «куча дел — зачадил», «спираль — сви рель», «клёвой — королевой» и т. д. Сохра няющий сад в себе и окрест себя поэт, по мнящий о том, первоначальном Саде изгнан ников из Рая, никогда уже не потеряет дар поэзии, завещанный свыше. Об этом же, то есть об изгнании и веч ном стремлении вновь обрести если не Сад, так сад, пишет автор предисловия В. Месяц. Можно согласиться и с его убеждением, что «Сновидение в саду» «должно стать собы тием в нашей литературе». Особенно в том смысле, что ныне многие изгнанники если и возвращаются, то этажом ниже, в Ад. Книга Лидии Григорьевой освещает иной, лучший, единственный путь. Этим она интересна, та лантлива, важна. Владимир ЯРАНЦЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2