Сибирские огни, № 5, 2010
«красные» партизаны больше охотники на зверя, чем солдаты, воины. Но героем стано вится не их командир Коврижкин и не вдова подполковника Валентина Яковлевна, а «мед ный рев» оркестра на похоронах в братской могиле убитых «красных». Эти «тысячи го лов», текущие к могиле, вся картина какого- то небывало грандиозного события уж очень напоминает похороны Ленина. Особенно те, новониколаевские, которые описал Зазубрин. Так что появляется соблазнительная мысль объяснить замысел Гольдбергом сво ей повести похоронами Ленина, композици онно уравновесив ее идеологическим кон трастом. У «белых» в гробах — презренный металл, сами они — полутрупы. У «крас ных» — братская могила и вселенские похо роны, похожие то ли на стихийное бедствие, то ли на праздник: «До братской могилы че рез весь город дрожал медный рев. Он ка тился над улицами, он бился о стены домов, он влипал в окна. Он был назойлив, властен и неотвязен он был». Другая удача номера — «повесть горь кой жизни» Г. Пушкарева «Надо воротить ся». Она очень напоминала бы произведе ния дореволюционных «народников» о мно годетном и слегка юродивом бедняке крес тьянине и даже Достоевского, ибо Никита Куликов ради «ядреной, скусной муки» уби вает одну богатую одинокую старушку. Если бы все это не происходило уже в советское время. Советские судьи — «ровно люди хо рошие, не чиновные, простые, рабочие» «оказались не своими, чужими», осудив на восемь лет теоретически и полтора года прак тически. Ибо сын убитой («бабкин сын») — милиционер Егор пожалел Никиту, отдав ему весь свой кисет табака: «Я думал, оправда ют, уж больно вид у тебя жалостливый». Дей ствительно, что взять с невинного, как ребе нок, крестьянина, который все твердит: «Баб ка была хорошая, лепешками кормила, а грех вышел, што-ж поделаешь». Да и читатель тоже никак не может виноватить Никиту, ко торый заботится не о себе, а о калечной жене и малых «ребятишках». Вот и думаешь: вро де бы и власть сменилась, а жизнь «остается горькой», и то ли Куликов еще не осознал, что пришла власть народная, то ли власть не поняла еще, что она народная, и лучше бы не доводить людей до «преступления и на казания». В общем, при внешней, почти лу бочной простоте получилось нечто и соци ально, и психологически, и проблематичес ки заостренное. Так что и в названии бы надо поставить знак вопроса: а «Надо (ли) воротиться?» Снисхождения-то все равно не будет. Зато у Степана Ильича из рассказа О. Руновой «Косым ветром» вопросов нет: от жены из породы «объевшихся» надо уходить и забирать с собой их общего сына Сережу. Истинный пролетарий («подкидыш, с четыр надцати лет у станка»), он знает твердо: не обходимо «...правильное воспитание, обще ственное. .. Для сына коммуниста воспитание одно — детский сад, пионерство, комсомол, партия». А ей, Юлии Сергеевне, бывшей ле вой эсерке, весь этот образ жизни не подуше. Начиная с быта — «противная комната в большом советском доме № 2. Тесно, негде поставить другую кровать, приходится спать на одной постели с мужем... Кругом, внизу, вверху, рядом— комнаты, комнаты, комнаты. Говорят, кричат, поют, декламируют, долбят уроки, спорят, стучат, играют по целым ча сам на скрипке, фаготе, рояле. В кухне— не избежные ссоры и сплетни». В общем, все, как у Зазубрина в «Общежитии». От физио логического привкуса любовного треугольни ка автору не отделаться. Ее девятнадцатилет няя соперница — само воплощение жизни, здоровья, плоти («эта баба», называет ее Юлия Сергеевна), а у нее, тридцатисемилетней, никаких шансов. Ее судьба предопределена уже в названии и подкреплена эпиграфом: «Зерно веют при боковом или косом ветре (из старинной кни ги)». Она уже лишняя в этой новой жизни, косым ветром новой власти ее сдует на обо чину, одновременно посеяв зерно новой жизни, новой семьи. Рассказ Кондр. (так!) Урманова «Марь» иллюстрирует ту же тему: «новая власть + половая совместимость», только уже на де ревенском материале. У пришедшего с фронта в родное село Кузьмы Торопова ос колок снаряда лишил мужских органов. К истомившейся жене Васёнке пристает све кор. В итоге трагедия: «У раскрытой двери лежал Михайла (свекор) с развороченным черепом, а сын с посиневшим лицом, с при кушенным длинным языком висел на пере кладине. У двери лежал залитый кровью то пор». Свободная от «мари» полового гор диева узла Васёнка убегает с Алешкой-рыба- ком, «кудлатым, как лешман». Плоть вновь торжествует в человеке, биологическое и социальное вновь не в ладу. Насколько актуальна была эта тема для самого секретаря, редактора, председателя «СО» Зазубрина в середине 20-х говорит еще один рассказ номера — «Пугающая психо логия» Н. Федотова. Председателя сельсове та Лобова влечет к себе, до затмения разума, дочь местного богатея Анна Корнилова. Вер нее, ее пышная, «копенная» грудь. Последним
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2