Сибирские огни, № 5, 2010

Лицо Изаксона предельно растягивается в длину. Но через секунду он понял, в чем дело, и лицо у него поплыло вширь. — Зав­ тра, бабушка, приходи, завтра будем жен­ щин снимать». О профессионалах сказано суше, деловитее, рекламнее: «Их роль в кино — роль костяка, роль сухожилий. На них накладывается мясо массовых сцен, они связывают крепкой сюжетной вязкой рых­ лую и громоздкую ткань событий картины. Как они справились со своими ролями? Об этом говорить еще рано. Об этом можно будет судить после просмотра картины на экране. Пока же можно с уверенностью сказать, что актеры были не плохи. Наи­ более сильные из них — Горбатова, Сни- гирев, Токмаков. Б.П. Светозаров, еще очень молодой режиссер, как, впрочем, и все наши кино-режиссеры — ставил картину вдумчиво и добр осов естн о. Оператор Г.М. Лемберг, снимая устаревшим аппара­ том, со слабым объективом, все же дал пре­ красные фотографии. Начальник экспеди­ ции A.A. Черкасов провел экспедицию очень удачно, с минимальной затратой средств. Но, конечно, последнее слово в дан­ ном случае — зрителю, когда картина пой­ дет на экране» («Сибирь», 1926, № 1). Насколько этот живой жанр полюбился Зазубрину тогда, в 1925-26 гг., говорит очерк «Неезжеными дорогами», тоже своего рода сценарий, написанный по итогам агитаци­ онного полета писателя на знаменитом аэро- плане-«юнкерсе» «Сибревком». 4. «Адмиральский час» «Сибирских огней» Но мы забежали чуть вперед. На нашем календаре еще 1924 год. Фильм фильмом, а жизнь и работа Зазубрина шли своим чере­ дом. Как член правления общества «Сибк- райиздат» он принимал участие в его засе­ даниях. Протокол № 4 от 6 ноября 1924 г. со­ общает нам, что на заседании присутствова­ ли: «тт. Вейнгров, Басов, Ансон... Черем- ных, Лавров, Пушкарев, Комаров, Зазубрин, Сорокин, Итин...» — цвет и гордость «СО» середины 20-х. По пункту № 3 — «Основы издательского плана Сибкрайиздата» поста­ новили, в частности «...установить твер­ дый обязательный выход журнала “Сибирс­ кие огни ” — 6 раз, "Сибирский педагогичес­ кий журнал ” — 11раз и “Книжная полка” — 12раз в год». В отношении «СО» это выпол­ нялось почти что точно (в 1924-м вышло 5 номеров). Другие оказались не столь вынос­ ливыми, несмотря на намерение «создать прочный аппарат журналов и объединить при журначах группы лиц, содействующих изданию и развитию таковых». Сработают эти «группы содействия» позднее и самым зловещим образом, вжурнале «Настоящее». А пока Зазубрину приходилось участво­ вать и в таких не очень творческих делах, как вместе с Ансоном иЛавровым разрабатывать «типовые договоры с авторами, нормы вып­ латы гонорара, оплаты редактирования ста­ тей». Как пишет Г. Федоров, Зазубрин имел и другие чиновные нагрузки — «председатель месткома и ответственный секретарь губсек- ции печати». Справочник «Весь Новоникола- евск» сообщает также, что Зазубрин исполнял какую-то должность и в Профсоюзе: «Отдел IV. Партийные и профсоюзные организации. Просвещенцы. Новониколаевский губ. Отдел профессионального союзаработников просве­ щения (Губрабпрос). Октябрьская ул., №19, ком. №6... Председатель правления ПРИЛЕ­ ЖАЕВ Ф.П.. Секретарь ПРОТАСОВД.А. При союзе бюро секции работников печати в со­ ставе: ответ, секретарь ЗАЗУБРИН, заме­ ститель КОРЯКИН, члены: ТУМАРКИН, МИХАЙЛОВ, ЦАРЕГРАДСКИЙ, кандидаты: РЯБОВ и КРОПАЧЕВ» А работа по «СО» от­ нимала остатки времени, остававшиеся от ки­ нематографических и чиновных дел. Работа эта была, видимо, весьма напряженной и не­ рвной. Зазубрин часто апеллирует к автори­ тету Вегмана в «парткругах»: собственный, видимо, был уже подорван. Это станет ясно в апреле 1925-го после всеобщей партчист­ ки, когда несколько месяцев он будет вне партии. И вновь этот злополучный апрель отзовется в 1928-м, при снятии Зазубрина с работы. Пока же Зазубрин вместе с коллегами «делает» журнал, в котором ширится круг талантливых произведений и авторов. № 4 «СО» (сентябрь-октябрь) открывает Исаак Гольдберг своей повестью «Гроб подполков­ ника Недочетова (Из цикла “Путь, не отме­ ченный на карте”)», ставшей едва ли не луч­ шей в творчестве писателя. Тема «Двух ми­ ров» здесь — отступление колчаковцев, со­ провождающееся гнусностями «господ офицеров» — дана в отточенном, гармонич­ ном сюжете, живых и ясных образах-типах. Ворованное золото один из самых циничных офицеров, адъютант командира отряда Геор­ гий Иванович предлагает поместить в гроб вместо тела заслуженного «белого» героя Недочетова. «Необыкновенно, неприятно», но «совершенно необходимо». Других «тру­ пов» повести представляют проститутки Ко­ ролева Безле и Лидка Желтогорячая. Сравне­ ние «белых» с волками, хоть и прямолиней­ но, но живописно. Столько же, сколько и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2