Сибирские огни, № 5, 2010
ке, в процессе живого творчества всех учас тников съемки. Зазубрина среди них, как видно, не было, и потому его прозы и не ока залось на пленке. Еще бы! Ведь ему было оказано такое доверие. После того, как, со гласно «официальной» версии, идея фильма, созревшая у Вегмана к 5-летию освобожде ния Новониколаевска от колчаковцев была поддержана на самом высоком уровне — первым секретарем Сибкрайкома ВКП (б) С. Косиором, и после отказа московской студии художественных фильмов от ее воплощения, все надежды, вся ответственность пала на сибиряков. Чем мы хуже москвичей, решили на верхах, хотя ни технической базы, ни опы та в создании кино в Сибири не было. Было только «Сибкино» и его заведующий — гео лог, краевед, музейщик Кравков. Самое глав ное, что он был весьма талантливым писате лем, печатавшимся в «СО». Биографы «Крас ного газа» пишут, что именно он с зав. Сибо- но Вейнгровым «обратился к писателю Зазуб рину, чтобы тот написал сценарий». Мы уже предположили, что идея созда ния фильма родилась в тандеме «Вегман-За- зубрин» после скандала вокруг «Общежития». И это было бы логично, так как на Вегмане лежала ответственность за публикацию пове сти и участь Зазубрина после разгромной кри тики повести из Центра. Совпали эти собы тия — шельмование Зазубрина и празднова ние 5-летия освобождения города «от контр революции», или между ними была какая-то связь, остается только гадать. В этом смысле обращение Кравкова и Вейнгрова к Зазубрину кажется каким-то нонсенсом: если идея при надлежала Вегману (с этим согласны все), то зачем тогда было им «обращаться» к Зазубри ну, если он с Вегманом, инициатором фильма, был не только знаком, но и являлся коллегой по «СО»? Скорее всего, Кравков, как еще один «сибогневец», встретившись с пострадавшим от проработки Зазубриным, обнаружил в нем восторг недоумения ирадостных восклицаний. Что-то вроде того, что «мы с Вениамином Да выдовичем уже...» Как бы там ни было, но взаимопонима ние Зазубрин и Кравков нашли быстро. На столько, что Кравков, как утверждают иссле дователи «Красного газа», даже принимал участие в работе над сценарием. Тем более что и командированы они были Сибкрайко- мом тоже вместе. Таким образом, Зазубрин мог с возрастающим недоумением наблю дать, как росло количество его соавторов по сценарию. Впрочем, без участия Кравкова, главы «Сибкино», тут трудно было обойтись. Два года спустя Зазубрин скажет о своем кол леге на съезде сибирских писателей: «Крав ков долго работал в кино. Это, вероятно, ска залось на его умении строить вещи сюжет- но». Смог ли Зазубрин, готовя сценарий, без долгой работы в кино, выстроить его так же «сюжетно»? По всей видимости, адаптация к кинопроцессу давалась ему не просто. Поэто- му-то он и «привлек» томского театрального режиссера Капабухова, вместе с Верой Ред- лих возглавлявшего «Театр студийных поста новок», к работе над сценарием. В итоге фильм получился «калабуховс- ким», Зазубрина разочаровавшим. И не толь ко его. Авторитетный тогда кинокритик Хрис. Херсонский писал в «Красной ниве» (1925, № 1, 4 января) о «неуклюжей и малоискус ной ленте», «примитивной и кустарной», о «слабом, никудышном враге», «старом ис порченном аппарате». Упомянул он и об отсутствии «литературной точности», «ли тературной иллюстрации», обусловленной «как недостатком пленки, так и отталкивани ем от живого материала». Херсонский точ но зафиксировал не столько слова и мысли Калабухова, сколько процесс отодвигания лит. сценария Зазубрина на периферию фильма. На следование «самому материа лу» натолкнул режиссера «сперва роман, а затем сама натура, действующие лица съем ки». Отсюда и похвала критика: «дикая пре лесть этой... фильмы», «подлинная кресть янская правда», «мы видим эпизоды жизни, а не игру», «живые картины кино-музея рус ской революции». В том же духе писал автор статьи в но вониколаевском журнале «Сибирь», подпи савшийся инициалами «Р. Н.». Начал он тоже с недостатков: «...Слабость сюжетной вязки, неоправданность создания фильмы ее со держанием, наивность построенных сцен из жизни большевистского подполья». Но вина лежит не на сценаристе, утверждает автор, а делится между техникой и режиссурой: «Сце нарий не был заснят целиком (не хватило пленки)», «из заснятых двух тысяч метров при монтаже было вырезано 700 метров (ча стью по слабости фотографии, частью по неудовлетворительному режиссерскому выполнению)... режиссер не мог справить ся с трудной задачей засъемки картины в условиях недостатка материала и техничес ких средств». Фильму не мог помочь даже Сергей Эйзенштейн, случайно (его московс кая студия была рядом с той, где монтировал ся и демонстрировался фильм) попавший на просмотр и бескорыстно консультировавший монтаж картины. Первая версия фильма (ноябрь 1924) ко миссии не понравилась. Присутствовавшие при этом Зазубрин и Кравков в огорчении
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2