Сибирские огни, № 5, 2010
Теперь о быте, о доме. «Жил он тогда в одной половине деревянного домика на тихой Журинской улице, в двух шагах от кладбища, позднее превращенного в парк культуры и отдыха». Это не только краеведческая под робность, но и мощный символ: кладбище- культура-отдых. За этим — подстерегающая смерть, тонкий слой культуры. И еще более тонкий — отдыха, ибо, как пишет Коптелов, Зазубрин «являлся... работящим конем, кото рый вез огромный воз» журнала, «одинуправ лялся с отделами художественной прозы и очерка». Любые же символы— умудряют. «В другой половине жил М.М. Басов, директор Сибкрайиздата». Здесь кроется, наверное, тайна обустройства Зазубрина в Новоникола- евске: возможно, состоятельный директор, по сути, коммерческого предприятия уступил секретарю издаваемых этим предприятием «СО» часть своего дома, а может, оба сразу въехали в кем-то и почему-то освобожденный дом. Этого теперь не узнать: не сохранились ни дом, ни «архив редакции тех лет». «Две комнатки для маленькой семьи Зазубрина — жена да сын — по тому времени было непло хо». Спасибо Басову, который стоял у исто ков журнала еще в 1921 году. Не его ли стара ниями был куплен тот самый стол, «под ко торым в самом начале двадцатых годов, за неимением кровати, спал В.П. Правдухин»— «приметный, двухъярусный: на нижние пе рекладины были нашиты доски»! И который «как бы по наследству перешел к Зазубрину» и теперь, он, «знаменитый», «стоял посере дине» (т.е. на самом видном, почетном мес те!) его двухкомнатного жилища, где «из кро шечной кухоньки дверь вела в столовую». Она же, надо полагать, была и спальней, и гости ной, и рабочим кабинетом. «На нем (т.е. на столе. —В. Я.) властвовал самовар, да стоп ками лежали рукописи, присылаемые в “Си бирские огни ”». Значит, на столе пили, ели, писали, редактировали, за ним сидели сами и принимали гостей. Стол как центр ново николаевского мироздания Зазубрина, стол больше, чем дом, стол, за которым и на кото ром родился и жил журнал — это же чисто сибирское явление, это же неподражаемый, живейший образ! «Когдазаходил “наогонек" приятель, на столе появляйся не графин с вод кой, а самовар. Жена его, Варвара Прокопь евна, любезно разливача чай, угощала домаш ним печеньем». Чуждый искусственному одур маниванию спиртным (вспомним канские воспоминания Тихменева о принципиальной трезвости Зазубрина), он не поощрял это и в других. Зато как чист должен был быть ис точник его творческой «нетрезвости»! Домаш нее печенье жены весьма красноречиво: да леко не все тогда могли себе позволить такое «гурманство», во-первых, да и степень гос теприимства и вкус к ведению домашнего хозяйства показывает. «Телефонов на кварти рах в то время почти не было, и “на огонек ” заходши запросто, не сговариваясь заранее». А если хозяин в это время был занят творчес кой работой? Так ли багровели гневом его щеки или отходчивость была более главной чертой его характера, чем вспыльчивость? Во всяком случае, Зазубрина нельзя представлять себе угрюмым нелюдимом, затворником, по груженным в свои лит. дела. Это был комму никабельный, гостеприимный человек, к ко торому тот же Коптелов «иногда... забегач... прямо с поезда». Таким был Зазубрин в 1924-25 годах, накануне главных событий его новоникола евской жизни — создания Союза сибирских писателей и пятилетия «Сибирских огней», вылившихся в подлинный триумф. Их исто ки — в этом двухлетии накопления сил воп реки всяческим идеологическим «дубинкам». 3. Два фильма Помимо сценария, который был напи сан очень быстро, надо было еще вести дела по журналу. Написать во второй номер ре цензии на новые книги, утвердить материа лы на следующий номер, держать в уме уже и четвертый. На лето были намечены съем ки «Красного газа» — такое название при думали (Вегман постарался!), и надо было успеть все это сделать. Рецензирование не слишком вдохновля ло Зазубрина. Писать о чужих книгах и тек стах, раскладывая по полочкам и косточкам, как Правдухин, не было его стихией, его жан ром. Писал либо «поверх» текста, сразу вы ходя на проблему, или цитатами, выбирая наиболее сильные куски. Первым «мето дом» написал отзыв на «Таежные огоньки» в№ 1 1924 года: «Выпуск литературного при- ложения “Таежные огоньки”, имеющего быть периодическим, является решительной попыткой создать у нас “на краю света” свою художественную литературу». Еще три абза ца рассуждений о необходимости «изучения художественного творчества наших поэтов» и плохой видимости «огоньков» издали. И в конце — четверостишие неназванного якут ского поэта. Все. Подпись «В. Зазубрин». О «Вагоне смерти» Б. Жданова написал вторым «методом»: выбрал самые жестокие отрывки. Из середины книжки, которую мож но было прочитать минут за двадцать. Хотя вряд ли выбирал: зверства палачей Калмыко ва, с этим вагоном смерти курсировавшего в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2