Сибирские огни, № 5, 2010
Владимир ЯРАНЦЕВ ЗАЗУБРИН* 1. Поэты. «Пестрядь» Статья Я. Брауна не могла не задеть За зубрина. Прав, несомненно прав ленингра дец, мог думать он, будущее литературы не в творческих индивидуальностях, а в их сум ме. И уже сейчас, в этом траурном 1924-м, их, индивидуально сильных, наберется на много больше десяти. Особенно сильны поэты. Можно даже поспорить, кто из них лучше, «первее». Ка залось бы, Итин — несомненный лидер. Ав тор поэтической книги «Солнце сердца», стихов столькоже зажигательных, солнечных, сколько и умных, литературных. Он близок и Блоку, и Гумилеву, и Маяковскому. Не зря эпиграфом к зазубринской «Смерти» он взял строку из своего стихотворения «Ленин», опубликованного, кстати, в том же номере «Советской Сибири», что и его «Минус Ле нин». В№ 1«СО» — сразу два больших сти ха Итина, «Брест» и «Февраль». Оригинален, конечно. Его взгляд на рожденное Лениным поколение Советской России: это новая «раса», «каста / никогда не виданных гро мил» («Февраль»), это «чекисты по образу мыслей и жизни» («В. Зазубрину»). Но есть и И. Ерошин. Вернее, «Ерошин Иван», как он любит почему-то подписывать ся. Это наш, сибирский Есенин. Правда, не- долгий. Вскоре его потянуло на Алтай, и си неокие русские глаза его музы все больше ста новятся раскосыми. И слава богу. Алтай Еро- шина просто выручил. Иначе, использующая раннеесенинские словарь и образность — «та буны деревень», «избяная высь», «звездный кров» в общедеревенских декорациях (поля, цветы, зори, овсы, туманы, пастухи, ямщи ки, кони) — поэзия Ерошина быстро бы увя ла. И уж точно бы ушла религиозно-библей- ская аранжировка. В 1922 году еще можно было писать: «земля обетованная», «псалом вселенский», «древо духа», «свете тихий, Русь забытая», а также молиться и прича щаться, хоть и в переносном смысле. Но и это скоро все уйдет, отсеется. Что же у Ерошина свое, что трогает, за ставляет читать? Почему к нему «очень ду шевно относится» (Н. Анов) такой ортодок сальный партиец, как отец-основатель «СО» Е. Ярославский, за что его так любят в редак ции, публикуя едва ли не в каждом номере? За лирическую песенность, какую-то не жность стиха, и неесенинскую, и несибирс кую. Чувствуя эту всеобщую любовь, он и отобрал в свой «Переклик» только лирику, оставив за бортом дореволюционное подра жательство, революционный газетный пафос («Бейте зорю, барабаны, / Барабаны бейте зорю!.. / Волю, волю красным крыльям!..»), послереволюционное пролеткультовство («Огнекрылый завод» и т.п.). Эти шатания от завода к избе, от про леткульта к молитвам в «храм радости» за метил первый рецензент «Переклика» И. Калигин. В отличие от читателей одной этой книжки-малютки (31 страница!), читав ший и его стихи в «Советской Сибири». «То он воспевает революцию как пробуждение жизни от дремоты, как “песноорлий взмах”. То он запевает снова “песнь опальную” сына Сибири, “сторонушки кандальной”... Стано вится жалко автора— жалко за то, что он, не любя искренне революцию и не понимая ее, пытается отдать ей дань». Так решается за гадка «Переклика», его явной есенинско- клюевской образности, опрощенной до «простого примитивного» (И. Калигин). Поэт этим словно говорил, публично объяв лял: уж лучше примитив, чем дутый рево люционный пафос, лучше славить избы, поля, ручьи, чем машины. Продолжение. Начало в №№ 6-7, 11-12, 2009 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2