Сибирские огни, № 5, 2010

таки как быстро, как быстро наше время про­ текло”... (здесь и далее пропущено мною. — Г. Ш.). Впоследних стихах Георгия Суворова разлита такая мудрая и всепобеждающая сила, что трудно поверить в принадлежность их молодому человеку. В стихах заключена скорбная самооценка всего поколения, и строки: “Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей”, — можно назвать поис- тине великими... Наше поколение не выдви­ нуло гениального поэта, но все вместе оно стало таким. И великие слова, сказанные Ге­ оргием Суворовым накануне своей смерти, принадлежат всему поколению ».21 Эти сло­ ва С. Наровчатов взял в качестве эпиграфа к своей последней поэме «Фронтовая радуга». Они начертаны на мемориальной доске обе­ лиска над братской могилой в городе Слан­ цы, где погребен прах Г. Суворова. Много раз к этим «пророческим» стро­ кам обращался Леонид Решетников. Он за­ вершил ими стремительное стихотворение «Георгий Суворов», в котором емко и эмо­ ционально выражена суть прожитой жизни и подвига, свершенного поэтом-сибиряком: О чем он думал Жизни не видавший, Любви еще не знавший лейтенант... Ничем от мин и пуль не защищенный, Лежавший там, Как будто на золе, На той перекореженной, сожженной, Со снегом перемешанной земле. Нет, не о смертной думал он остуде, — А думал, что, живя, среди смертей, — Свой добрый век мы прожили, как люди, И для людей. «Оставаясь лучшими стихами поэта, — пишет Л. Решетников о цитируемом стихот­ ворении, — они переросли значение стихов как явления чисто литературного и стали выражением физического и нравственного подвига поколения. Эти слова написаны не только Воином, но и Поэтом ».22 Большой смысл есть в том, что в своем выступлении на V съезде писателей РСФСР Л. Решетников, обращаясь к молодым писа­ телям, говорил, как важен во внутреннем движении «результат собственной душевной работы, помогающий понять свою роль и 21 Наровчатов С. Поэт на фронте. Глава из вос­ поминаний: Мы входим в жизнь. // Знамя, 1975, с. 207. 22 Решетников Л. К портрету моего ровесни­ ка. В кн.: Звезда, сгоревшая в ночи, с. 13. назначение в мире, как его понял 24-летний сибиряк-гвардеец Георгий Суворов, который в смертельном огне войны за час до соб­ ственной гибели так сказал о себе и о нас: “Свой добрый век мы прожили, как люди, И для людей”». Л. Решетников словно бы вскрыл духов­ ную необходимость в стихах поэта для нас сегодня. * * * У Г. Суворова было все, чтобы стать большим поэтом. На этом сходятся все, пи­ шущие о нем. «Он мыслил стихами» (М. Дудин). «В его неокрепших сырых вспе­ ненных строках жил настоящий талант» (Н. Тихонов). «Он шел к Большой Поэзии» (Л. Решетников). «В написанных нетвердым поэтическим почерком строках... отчетливо... проступали черты складывающейся творчес­ кой индивидуальности» (А. Сурков). В суво­ ровских стихах открылось читателю, если вос­ пользоваться формулой самого поэта, «сер­ дце без помарок», высказалось высокое гражданское и нравственное чувство, без которого не может состояться поэт. Поиски своей индивидуальной манеры Г. Суворов вел в русле лирико-публицисти­ ческого стиха. В изображении войны, став­ шей главной темой поэтов военного поколе­ ния, он нашел свой психологический рису­ нок, свои ситуации, свои краски, свой по­ этический масштаб. Не все стихи Г. Суворо­ ва эстетически равноценны. Но бесконечно прав исследователь поэзии Великой Отече­ ственной войны А. Павловский, сопровож­ дающий бережный анализ лирики первого ее года указанием на то, что «сама торопли­ вость, незавершенность, неотделанность той или иной стихотворной строки приобретает в наши дни неожиданный эстетический эф­ фект — грубая, обугленная фактура стиха говорит нам сейчас о тяжести тех лет подчас даже больше, чем могли бы сказать десятки гладко написанных и обдуманных во всех частностях произведений»23. Песня поэта была оборвана вражеской пулей в самом начале его пути. Но и немно­ гие стихи, оставшиеся нам, надежно легли в фундамент огромного монумента, который воздвигла Рядовому Истории поэзия Вели­ кой Отечественной войны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2