Сибирские огни, № 5, 2010
таки как быстро, как быстро наше время про текло”... (здесь и далее пропущено мною. — Г. Ш.). Впоследних стихах Георгия Суворова разлита такая мудрая и всепобеждающая сила, что трудно поверить в принадлежность их молодому человеку. В стихах заключена скорбная самооценка всего поколения, и строки: “Свой добрый век мы прожили, как люди, и для людей”, — можно назвать поис- тине великими... Наше поколение не выдви нуло гениального поэта, но все вместе оно стало таким. И великие слова, сказанные Ге оргием Суворовым накануне своей смерти, принадлежат всему поколению ».21 Эти сло ва С. Наровчатов взял в качестве эпиграфа к своей последней поэме «Фронтовая радуга». Они начертаны на мемориальной доске обе лиска над братской могилой в городе Слан цы, где погребен прах Г. Суворова. Много раз к этим «пророческим» стро кам обращался Леонид Решетников. Он за вершил ими стремительное стихотворение «Георгий Суворов», в котором емко и эмо ционально выражена суть прожитой жизни и подвига, свершенного поэтом-сибиряком: О чем он думал Жизни не видавший, Любви еще не знавший лейтенант... Ничем от мин и пуль не защищенный, Лежавший там, Как будто на золе, На той перекореженной, сожженной, Со снегом перемешанной земле. Нет, не о смертной думал он остуде, — А думал, что, живя, среди смертей, — Свой добрый век мы прожили, как люди, И для людей. «Оставаясь лучшими стихами поэта, — пишет Л. Решетников о цитируемом стихот ворении, — они переросли значение стихов как явления чисто литературного и стали выражением физического и нравственного подвига поколения. Эти слова написаны не только Воином, но и Поэтом ».22 Большой смысл есть в том, что в своем выступлении на V съезде писателей РСФСР Л. Решетников, обращаясь к молодым писа телям, говорил, как важен во внутреннем движении «результат собственной душевной работы, помогающий понять свою роль и 21 Наровчатов С. Поэт на фронте. Глава из вос поминаний: Мы входим в жизнь. // Знамя, 1975, с. 207. 22 Решетников Л. К портрету моего ровесни ка. В кн.: Звезда, сгоревшая в ночи, с. 13. назначение в мире, как его понял 24-летний сибиряк-гвардеец Георгий Суворов, который в смертельном огне войны за час до соб ственной гибели так сказал о себе и о нас: “Свой добрый век мы прожили, как люди, И для людей”». Л. Решетников словно бы вскрыл духов ную необходимость в стихах поэта для нас сегодня. * * * У Г. Суворова было все, чтобы стать большим поэтом. На этом сходятся все, пи шущие о нем. «Он мыслил стихами» (М. Дудин). «В его неокрепших сырых вспе ненных строках жил настоящий талант» (Н. Тихонов). «Он шел к Большой Поэзии» (Л. Решетников). «В написанных нетвердым поэтическим почерком строках... отчетливо... проступали черты складывающейся творчес кой индивидуальности» (А. Сурков). В суво ровских стихах открылось читателю, если вос пользоваться формулой самого поэта, «сер дце без помарок», высказалось высокое гражданское и нравственное чувство, без которого не может состояться поэт. Поиски своей индивидуальной манеры Г. Суворов вел в русле лирико-публицисти ческого стиха. В изображении войны, став шей главной темой поэтов военного поколе ния, он нашел свой психологический рису нок, свои ситуации, свои краски, свой по этический масштаб. Не все стихи Г. Суворо ва эстетически равноценны. Но бесконечно прав исследователь поэзии Великой Отече ственной войны А. Павловский, сопровож дающий бережный анализ лирики первого ее года указанием на то, что «сама торопли вость, незавершенность, неотделанность той или иной стихотворной строки приобретает в наши дни неожиданный эстетический эф фект — грубая, обугленная фактура стиха говорит нам сейчас о тяжести тех лет подчас даже больше, чем могли бы сказать десятки гладко написанных и обдуманных во всех частностях произведений»23. Песня поэта была оборвана вражеской пулей в самом начале его пути. Но и немно гие стихи, оставшиеся нам, надежно легли в фундамент огромного монумента, который воздвигла Рядовому Истории поэзия Вели кой Отечественной войны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2