Сибирские огни, № 5, 2010
Свежа, румяна, говорлива, Идет, черемухой цветет, Идет, синицею поет, Шумит сверкающим разливом. («Хоть день один») Эта система контрастов, утверждающих непреоборимость жизни, ее вечное торже ство над смертью, ближе всего, пожалуй, поэтике стихов М. Дудина, относящихся к 1942 году («Соловьи», «Камень»), Но в опи сании природы у Г. Суворова своя неповто римая образность. Известно, что в литературе периода Ве ликой Отечественной войны в творчестве са мых разных поэтов обострено ощущение сво их изначальных корней. Само понятие «Роди на» в эти годы становится необычайно живым, телесным, конкретным. Всем памятны симо новские три березы, которые видит перед со бою в последний миг смертельно раненный солдат. Для Г. Суворова его первоначальная Родина — Сибирь. Любовь к ней прежде все го питает патриотические чувства поэта. Как широка, как беспредельна даль Моих лесов и рек голубопенных! Любовь к родному дому неизменна, И что пред ней немецких дотов сталь! Именно в стихах о малой Родине Г. Су воров много щедрее в употреблении эпите тов, сравнений и других изобразительно-вы разительных средств. В стихах этого рода много поэтических примет «сереброокой Сибири»: «кедров голубые облака», свежий ветер, крепко пахнущий «горькою смолою», «сочная брусничная заря», «ранний хохот косачей», река Абакан... Как на громадном луке тетива... Сейчас рванется, глухо зазвенит, И стрелы кедров полетят в зенит. Последний образ по-настоящему само бытен. В восприятии поэтом природы фрон товой полосы живет память о крае детства и юности. Вэтих суворовских стихах Л. Решет ников обратил внимание на характер сопос тавлений, в которых «просвечивает одна осо бая краска, один оттенок», принесенный ав тором из Сибири19. В творчестве каждого поэта есть глав ное стихотворение, наиболее ярко выража ющее его личность, его судьбу, его почерк. 19 Решетников Л. К портрету моего ровесни ка. В кн.: Звезда, сгоревшая в ночи, с. 17. Оно всегда особо любимо читателем и тот час вспомнится ему, как только прозвучит имя автора. Таким главным в творчестве Г. Суворова стало стихотворение «Еще на зо рях черный дым клубится», написанное не задолго до гибели. Здесь есть все: — беспощадная реальность войны и не исчезающая память о довоенной жизни, па мять, словно бы проявившая все радостные подробности ее и отметшая, как случайные, тяжелые горькие воспоминания; — чутко уловленное дыхание мира, уп рямая вера в победу, сладчайшее видение первой предрассветной тишины, которую она принесет; — где-то живущая в самых глубинных недрах стихотворения мысль о возможной гибели в тот краткий срок, что остался до предчувствуемого победного торжества, — мысль, вносящая в стихотворение тревож ную драматическую ноту; — попытка представить, как будет ви деться жестокая явь войны, когда наступит желаемый всеми мир. Тот взгляд из будуще го, о котором уже шла речь... Г. Суворов знал: что бы ни предстояло его сверстникам в мирном завтра, победа над фашизмом, одержанная ценою жизней мно гих из них, станет одним из главных событий истории века. Вот почему двадцатипятилет ний поэт в стихах, пронизанных предощуще нием Победы, подводит итог жизни целого поколения... Ни один из авторов, писавших о Георгии Суворове, не прошел мимо этого стихотво рения. Для Михаила Дудина оно прозвучало как реквием всем погибшим и как напутствие всем живым. По его мнению, «изумительные строки», завершающие стихотворение, соеди нив прошлое и грядущее, могут быть эпигра фом к судьбе военного поколения .20 С какой-то потрясенностью прочитыва ет предсмертные стихи своего фронтового друга Сергей Наровчатов: «Это стихи огром ного душевного простора. Прощальные сло ва уходящего навек человека, они сказаны как бы вполоборота на медленном неоста новимом шагу. Первые строфы еще звучат надеждой, что широкий мир откроется рав но всем, но последние четверостишия зве нят уже пронзительной нотой расставания. Меня всего буквально переворачивает от провидческих строк: “Мой милый друг, а все-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2