Сибирские огни, № 5, 2010
В поэзии Г. Суворова определился ряд устойчивых приемов, которые придают его стиху публицистическую дисциплинирован ность. Мы уже не раз могли убедиться, каким важным средством композиционной органи зации является в лирике Георгия Суворова повтор. Поэт часто обращается к этому при ему, стремясь усилить драматическую напря женность описываемого («Однажды ночью», «Ухожу» и др.). В стихотворении «Красноар меец бьется так» его название повторяется в каждой из трех строф. Анафора словно дик тует сопроводительный рисунок в духе «Окон ТАСС», а последующие строки четверости ший словесно этот рисунок дают: Красноармеец бьется так: В руке один клинковый штык,— С размаху заколол троих! Четвертый?! — Поднял руки враг! Гиперболичность подчеркивает «пла- катность» задачи, которую ставил перед со бою автор, и рождает в сознании читателя, как и в ряде других стихотворений поэта, фольклорные ассоциации: «Врагов пятнад цать... Без оглядки действуй! Пять—на шты ке, огнем прошиты десять»; «немцев туча, а нас — горсть» и т. п. * * * Край, который сформировал поэта, по его собственному определению, — край «стоцветных преданий». Сочетание элемен тов фольклорности с явно просвечивающи ми приемами газетно-оперативной поэзии в военной лирике Г. Суворова довольно ус тойчиво. В стихотворении «Встанем и погре ем руки» слиты фольклорный мотив неодо лимости сопротивления русского народа врагу и публицистическая мысль о преем ственности подвига. Тот же фольклорный мотив завершает стихотворение «Бушует поле боевой тревогой»: И целый день сегодня, как вчера, Мы падаем. Но нас все так же много. Невольно вспоминается строка К. Си монова: «Как в сказке, мы неодолимы», — в которой связь такого видения с народной поэтической традицией обнажена. Фольклорной песенностью отмечены такие стихи Г. Суворова, как «То не ветер», «Соколиная», «Тополь жмется к тополю» и другие. В них встречаются и фольклорные образы (смерть-старуха), и устойчивые эпи теты (грозный ветер, чистое поле, вьюга снежная, девушка-красавица), итавтологичес кие повторы (радуги-дуги, путь-дорога), и отрицательные сравнения («то не ветер — птицей мчится слава», «то не сокол — то неудержимо русский парень двинул на вра га»), и синтаксический параллелизм. А в сти хотворении «Офицерскому собранию» есть упоминание о трех былинных дорогах, встре тившихся на пути русского воина. Фольклор ной стихией пронизано одно из лучших сти хотворений Г. Суворова: Мы тоскуем и скорбим, Слезы льем от боли... Черный ворон, черный дым, Выжженное поле. А за гарью, словно снег, Ландыши без края... Рухнул наземь человек — Приняла родная. Беспокойная мечта — Не сдержать живую... Землю милую уста Мертвые целуют. И уходит тишина... Ветер бьет крылатый. Белых ландышей волна Плещет над солдатом. Здесь традиционный для народной по эзии «черный ворон» и родная земля, прини мающая в себя убитого воина, который целу ет ее уже мертвыми устами. И очень устой чивый в поэзии военных лет контраст жизни и смерти: «Черный ворон. Черный дым. Вы жженное поле». Зловещие краски смерти. А рядом: «словно снег, ландыши без края», «бе лых ландышей волна» — нежная чистая песня жизни. «Характерные для Суворова стихи,— замечает в своих воспоминаниях С. Наровча тов. — Лучшие строки в них, строки с под линно народным ощущением. “Рухнул на земь человек, приняла родная”. Приняла !».18 Вообще природа в ее многообразных проявлениях в суворовской лирике часто об наруживает контраст происходящему. Лику ющая песня жаворонка, которая доносится до бойцов и сквозь орудийный гул («Жаворо нок»). Серебряный полумесяц чайки, свер кающей в смертельном кольце разрывов («Чайка»), Живая радуга цветов на поле, где только прошла кровавая битва («Цветы»), Смерть бойца и ранняя весна на передовой. Он пал. Но ранняя весна Идет. Что смерть ей и война? 18 Наровчатов С. Поэт на фронте. Глава из вос поминаний: Мы входим в жизнь. // Знамя, 1975, с. 203.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2