Сибирские огни, № 5, 2010
«без пятнышка, как бархат небосклона». Непос редственным образом к героям стихов Г. Су ворова и самому поэту могли быть отне сены слова «о людях, что ушли не долюбив, не докурив последней папиросы». Любовное чувство в суворовской лири ке живет вопреки жестокостям войны, как высокое эмоциональное противостояние ее разрушающей силе, как еще одна победа, одержанная человеческим духом. Именно так прочитывается цикл «Во имя любви». Такое звучание суворовских стихов о люб ви, содержательно сближало их с тем луч шим, что было сказано на эту тему поэтами военных лет и с такой гениальной простотой выпелось в ставших народными песнях Ми хаила Исаковского: «И каждый знал: дорога к ней идет через воину». Любовь и высокое сознание воинского долга, перед которым должно отступить личное, столкнулись в сло ве «Ухожу» — так названо стихотворение, написанное незадолго до гибели. * * * Бойцы Ленинградского фронта, где имя Г. Суворова было почти легендарным, не просто переписывали и передавали друг дру гу стихи еще неизвестного поэта, как вспо минает Н. Тихонов, но при этом непремен но сообщали, что он «молодой и храбрый, и стоит своего имени», что «младший лейте нант Георгий Суворов уже отличился в боях и сам хорош собой», что «он сражался, как лев, вернее, как сибиряк»16. Солдаты безо шибочно чувствовали духовное и нравствен ное соответствие стоящего за строками су воровских стихов характера тому правому делу, за которое наш народ вступил в смер тельную схватку с фашизмом. «А солдата на мякине не проведешь, он сразу видел, с кем имеет дело, и доверие к Суворову было пол ное»17, — такое замечание делает С. Наров чатов в рассказе о выступлении поэта со сво ими стихами на передовой. Военная биография и репутация поэта сообщали особую убедительность и его сти хам, носящим открыто агитационный харак тер. Автор «Слова солдата» активно исполь зовал формы призыва, клятвы, агитки, столь типичные для поэзии Великой Отечествен ной войны, особенно для первого ее года. Как 16 Тихонов Н. Сибиряк на Неве. В кн.: Двой ная радуга, с. 344. 17 Наровчатов С. Поэт на фронте. Глава из вос поминаний: Мы входим в жизнь. // Знамя, 1975, с. 204. воинская присяга воспринимаются, к приме ру, строки стихотворения «Тропа войны»: Я слово дал идти тропой сражений, Платя ценою крови и лишений За каждый шаг. Да, я на все готов. <...> Я не покину своего окопа. Нет, не сверну с крутой тропы войны. Заключительные строки, где звучит ли рическая тема малой Родины, — мужествен ное обязательство прошедшего гражданс кую закалку человека жить и в мирных усло виях в соответствии с теми нравственными критериями, которые утвердила суровая фронтовая юность: Я вновь вернусь к моим таежным тропам И выберу труднейшую из них. Мобилизующий накал подобных су воровских строк особенно ощутим, когда они становятся в стихотворении начальны ми или — как в только приведенном отрыв ке — завершающими. Острая злободнев ность публицистической мысли, мужествен ная интонация, лозунговая четкость форму лировок вызывали подъем нравственных сил читателя-солдата, к которому они были об ращены. Стихи Г. Суворова — часто внешне скупая и внутренне страстная информация, где нет ни единого лишнего слова: Мы штурмовали стены городов Ценой нечеловеческих усилий... Целуют землю русские уста, Отбитую ценой солдатской крови. («Вперед, на Запад!») Строгость, четкость, немногословность стиха в представлении поэта диктуются са мим характером военного времени, когда «над злою смертью встало слово». Утвержденное как девиз суровой логи кой войны лаконичное слово «месть» кажет ся автору «Слова солдата» наиболее опре деляющим стиль и ритм современного сти ха. Однако одновременно у поэта возникает потребность оправдать свою немногослов ность, раскрыть «молчанья глубину», тая щую в себе сложную гамму переживаний: и «память о светлом былом», и «боль за доро гую нам страну», и «вздох о голубом рас свете», и испепеляющую ненависть к врагу. Необходимо верить: ...Поймут, услышав, как за нас ответят Орудия, винтовки, сталь и медь, Сурово выговаривая: — Месть! («Месть!»)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2