Сибирские огни, № 5, 2010

лучшие отечественные конные заводы. Через некоторое время и я умчалась к нему в Сибирь, беспокоясь за маму и особо за отца, который остро переживал недоверие к Н оставшимся в живых защитникам Брестской крепости. Жить людям, побывавшим в 0 плену, было морально трудно, почти невозможно. Их охаивали, преследовали, чер- С нили. Это продолжалось до тех пор, пока в середине пятидесятых годов писатель ё Сергей Сергеевич Смирнов, удостоенный затем Ленинской премии, не начал своё ^ сенсационное расследование, рассказав о величии подвига героев Бреста. Гражданской специальности у отца не было, и ситуация казалась безысходной. Ьй Лишь переписка со Смирновым давала надежду на лучшее. А когда его восстанови- ^ ли в партии, вручили орден Отечественной войны и вернули воинское звание, он и уволился из армии, и они с мамой уехали в Ярославскую область, где бывший на- о, чальник артиллерии полка стал работать директором заготконторы. В это время он ^ воспрянул духом, восстановил былые связи, ездил на встречи защитников крепости, ¡5 что устраивал в Бресте, а потом и в Москве Сергей Смирнов. Но в шестьдесят лет < отца не стало. Он умер на вокзале в Гомеле, когда ехал повидаться с матерью, кото- й рую не видел больше двадцати лет... О ы ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — САМОЛЁТЫ f Mы очень жалели, что не спросили у Екатерины Филипповны Шиповой, Марии Акимовны Левоненко и Тамары Васильевны Кожмяковой об их отношении к песне пилотов из кинофильма «Небесный тихоход», хотя о песне на войне мы говорили. — Конечно, пели! Конечно, пели! — сразу же оживились участницы клуба ® товых встреч «Сибирячка». Н — Нас обычно привозили на аэродром, даже если погода нелётная. На всякий О случай. Вдруг ветер разгонит облака, образуется «окно» и полёты состоятся, — Бч вспоминала Екатерина Филипповна. — И вот снег идёт или дождь, морось стоит ^ противная, но мы всё равно ждём. А однажды с девчонками ящики из-под снарядов поставили буквой «П», сели и стали петь. Настроение сразу изменилось. С тех пор ^ так и повелось, если взгрустнётся, так мы назло фрицам песни поём. И — Я очень люблю фильм «В бой идут одни старики». И мне кажется, что Лео- нид Быков сюжет свой в нашей части подсмотрел, — добавила Тамара Васильев­ ой на.— У нас отличная фронтовая самодеятельность была, где я пела лирические пес- <*" ни в ансамбле под названием «От винта». И единственно о чём сожалела, что § самой не довелось летать. Я ведь ещё в школе мечтала о самолётах, и в Новосибир­ ца ске в аэроклуб пришла в двенадцать лет после четвёртого класса. И что самое О интересное — меня не выгнали, не посмеялись. Наоборот, начальник авиамодельной 3 лаборатории похвалил и сказал: ^ — Если ты не раздумаешь, девочка, то приходи осенью, когда начнётся учеб- <; ный год. ¡3 И я сначала сама стала авиамоделисткой, а потом, организовав кружок в своей любимой 24-й школе Заельцовского района, являлась первой в Западно-Сибирском крае девочкой-инструктором по авиамоделизму. Повзрослев, закончила планерную и парашютную школы при аэроклубе, а до пилотского отделения, куда брали только с восемнадцати лет, мне года не хватило. А тут и война началась. На фронт семнадцатилетних не брали, но осенью я всё же добилась своего. Меня включили в команду военно-санитарного поезда № 244, кото­ рый перевозил раненых солдат и офицеров. Фашистские лётчики нас постоянно бомбили. Сама не знаю, как мне в том пекле удалось выжить. Но по иронии судьбы, когда в марте 1943 года наш санитар­ ный поезд в последний раз шёл в тыл с передовой, я, вынося раненых из горящего вагона, получила сильные ожоги лица. Состав ушёл в Красноярск, а мне разрешили остаться в Новосибирске и лечиться дома. Чтобы встать на воинский учёт, пришла в военкомат. И там узнала о наборе кур­ сантов в военное авиационное училище связи. Попросила направить меня туда. Через пять месяцев, пройдя ускоренное обучение, получила погоны младшего сержанта и оказалась на фронте уже в должности начальника радиостанции наведе­ ния 203-й отдельной роты связи 11-го истребительного авиационного корпуса. Кроме основного, у нас были ещё так называемые аэродромы подскока. Распо­ лагаясь в прифронтовой полосе, они позволяли нашим лётчикам, которые, как и Александр Иванович Покрышкин, летали на американских «Аэрокобрах», быстрее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2