Сибирские огни, 2008, № 12
ВАЛЕРИЙ БАРАНОВ Шъ ТЕОРИЯ БЕССМЕРТИЯ дечно будешь молиться, означит лишь скорбную весть и послужит явным доказа тельством вечных мучений в том жутком аду, куда скоро поедет твоя и моя душа. Ты зря отдельно оправдываешься и навязываешь иконе фальшивый билет, кон тракт на дикое, темное, глухое, безбожное сотрудничество. Это всего лишь черный воздух или слова, которые констатируют: это у тебя болит— это тебя ужасает— это ты ненавидишь— этого ты не хочешь. И то, на что ты уже не имеешь никакого права— на собственную душу, отдаешь вместо денег, даром, с радостью. И на эту твою радость смотреть еще тяжелей, чем на горе. Чем страшней и откровенней ад — тем крепче наша с тобой вера в икону. Тебе надо бы плюнуть Агееву в глаза, но ты целуешь икону и молишься. Ты мог бы в этой молитве выдвинуть своему богу определенные претензии интеллектуального характера. Ведь бог— это средство, или секретарь, чтобы запи саться в очередь. В список грешников. И прейдет на землю «ангел последний» с этим списком. Своим мечом огнен ным он будет разить взбесившихся млекопитающих— кровоядных, будет он жечь их города. И погубит он и всех травоядных, которые в поте лица добывают хлеб свой, чтобы множиться и населять землю «по завету». Почему же ты тянешь и не предъявляешь претензии богу? Потому что человек богу выдумка, потому что человек богу попрек. Зажжено сознание в человеке черным огнем — волею случайной какой-то выс шей силы. За это человек оглянулся на мир, придумал бога и сказал: «Я Бог!..» Затем, что раз дано человеку сознавать, что он богу подобен, то какое ему дело до того, что ангелы плачут на небесах, и что когда-то придет на землю «ангел после дний» покарать за жизнь и ошибки?.. * * * Любовь и внетелесный принцип... Безаппеляционность Татьяны к Василию Сиверину — это совсем не то обстоя тельство, которое потом стало бы мерой раздора, нарциссического томления, нео бязательности мириться. Может, это другая крайность, но она недействительна на самом деле. Это, возможно, будет какая-то простая ложь, какие-то новые отчаянные слова. Рассказ обо всем, как оно есть, скорее, паузами, многоточиями и запятыми — не словами. — Все знаки мои, любимая, все слова — твои. Все равно явится только та причина, центр смыслового давления, которая будет тобой обозначена. Из-за тебя в моих текстах полифония, сразу четыре смысловых слоя, и никакой шизофреничное™ нет. Многослойная проза была даже у Бунина, потом у Борхеса — не в этом дело. Допускаю, причина может быть в том, что во время разговора со мной ты неуклонно думаешь о чем-то непостижимо одиозном, и я зачем-то вторю тебе, спрашиваю, но тоже грежу ни о чем, а если и о чем-то, то только — как затащить тебя в постель или в кусты. Мы с тобой два кривых зеркала. Сама для себя ты никогда не признавала всеобщего хода жизненных событий; а за твоей отрешенной внешностью и медленными, неточными, бессвязными слова ми крылся лишь страх и суеверие летящей в тебя пули... последний подарок косми ческого солдата. Может, сначала тебе представлялось, будто все другие такие же, как ты или я, но мое замешательство, когда ты заговорила со мной о своей судьбе, убеди ло тебя в ошибке, раз и навсегда убедило тебя не возвращаться больше к подобным разговорам. Моя дорогая, когда ты поймешь, что уже совсем, окончательно разлюбила меня, вспомнишь ли ты, как однажды зимним утром пришла в мастерскую и загороди лась, одетая в свою норковую шубу, пустой рамой от меня — это было после одной из наших ссор с тобой — и, опустив глаза, сделала грустное личико? Должен напом нить тебе: ты безнадежно замороченная женщина. Когда что-нибудь, кто-то увлекает тебя, ты не знаешь удержу. Зато и я не знал никого трогательнее тебя, когда ты, насы тившись своим буйством, моим страданием, возвращаешься ко мне, чтобы тихо, 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2