Сибирские огни, 2008, № 12

— Ужас может быть только придуман во всем и сразу всеми, как жизнь в ее самом отвратительном смысле; но страсти, страхи, какие-то странные ошибки или провалы в сознании — наверное, это можно реально трансформировать прокачкой мозгов на самом обычном тренажере. — Его невозможно как-то трансформировать или вообразить, свести к страху, слить с идеалистическим парадоксом. Ужас — это не тьма вообще, которая всегда необходима для рождения света. Космос и человек — не симбиозы, именно из-за того, что ужас, который возможен для человека, никогда невозможен для космоса. — Но ведь человек живет не с краю, а полностью внутри всего того мира, в который он проник, отвоевал у космоса. Это же наши боги лицемерно придумали и осуществляют такую ситуацию, от которой каждая прожитая минута кажется чело­ веку невосстановимой. Она — эта иллюзия — является главным основанием для мифов про Бога и смертности человека. — Вот поэтому тогда интуитивно я сделал вывод и принял решение, исполнил то, что тебе даже сейчас может показаться шокирующим. — Так, значит, не я, а ты уничтожил всю постоянную память в системах стан­ ции? — Чтобы избавить тебя от ужаса. Чтобы ты дотянул до моего возвращения. Остался жив. — Послушай, Крокус! Я совсем не остался жив! Ты не оставил мне выбора даже между двумя крайностями моего личного человеческого идиотизма. — Человек это всего лишь структура, потому что в самом человеке душа, ее поля и методы существуют только в собственном воображении его создателя. Фор­ мализовано: поля — это данные, это химеры и память человека, методы — это про­ цедуры и функции, с помощью которых реализуется логика и жизнь самого челове­ ка. Уничтожив память, я сохранил тебе жизнь. — Ты считаешь, что человек, рожденный или созданный ради какой-то химеры, класса или даже всего человеческого общества, это просто сгусток памяти? Тело, точнее, место, где хранятся его уникальные данные, связанные с самим человеком, не важно— в моей ли собственной голове или на лазерном диске, как случилось с «Тать- яной», зато весь выполняемый им код берется из класса?.. Может, к этому всегда и стремились разработчики идеологии классов. Может, поэтому все тренажеры и обу­ чающие программы дают нам, как правило, не информацию, а функции и методы. — Все обстоит гораздо хуже. Вспомни нашего Малыша и его интерес к двад­ цатому и потом к двадцать первому веку. Его теорию о монтированном мышле­ нии, об абсолютно произвольном выборе точки монтирования. Собственно, тогда для человечества закончилось время личностей. Прогресс человеку достался в образе химеры. — Сингулярности. — Да. Именно в двадцать первом столетии человечество прошло через эту «особую точку» развития в своей эволюции. Причем все происходило самым ди­ ким и неблагоприятным для конкретного человека образом. В собственной идее он отказался от собственного разума. — Не понимаю. Это невозможно. — Хорошо. Архитектура любого компьютера у тебя на корабле или у меня на станции — это система ввода-вывода, потом память, процессор, программное обес­ печение. Но на Земле тогда, в двадцать первом веке, «прогресс» рванул по пути создания глобального квантового компьютера. — Правильно. Даже в настоящий момент мы все-таки используем старинную технологию. — Но не таким варварским способом, как в двадцать первом столетии, не отка­ зываясь от собственно человека, от его права думать, принимать личные решения хотя бы в отношении самого себя, как личности. — Почему? — Вспомни архитектуру любого сегодняшнего компьютера. Однако в кванто­ вом случае в те времена им можно было говорить лишь о реализации только одной составляющей этой архитектуры — системы ввода-вывода. Вот ее-то шкуру и напя­ лил на себя человек, добровольно отказавшись от всего остального. Даже от права 73 ВАЛЕРИЙ БАРАНОВ ТЕОРИЯ БЕССМЕРТИЯ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2