Сибирские огни, 2008, № 12
МИХАИЛ ЧВАНОВ Щ ФРАНЦУЗСКИЕ ПИСЬМА И вдруг счастье, вроде бы, улыбнулось ему Неожиданно, сначала тихо, застен чиво, что почти не верилось в него, но постепенно, словно теплым облаком, охваты вая его всего так, что он, вопреки всему, в него поверил, хотя в то же время оно было так призрачно. И однажды ночью томительно подумалось: неужели у него будет рассказ со счастливым концом? Но он тут же торопливо, чтобы не спугнуть, отогнал эту мысль. Но в то же время его не покидало чувство, что он на каком-то чужом пиру играет какую-то чужую роль, вот-вот обман раскроется, и его выгонят с этого праз дника чужого счастья. Но дни шли за днями, и он постепенно начинал верить, что на его «закат печальный мелькнет любовь улыбкою прощальной». Не * * Все началось теперь уже восемь лет назад. Впрочем, гораздо раньше... А восемь лет назад они шли тихой одноэтажной старинной улочкой, чтобы пос ле редкого и короткого свидания расстаться на углу. Каждый торопился и в то же время не торопился в свое неуютное «домой». Она была, как говорила ему, в разво де. Было ли это на самом деле так — он не знал. Его семейная жизнь, как и жизнь вообще, внешне была благополучной, кому-то, может, даже казалась счастливой, кто-то, может, даже завидовал ему, но на самом деле ни то, ни другое не сложилось, и винить в этом, кроме себя самого, было некого, хотя чувствовал он подспудно, что во всех несуразных или даже не праведных поступках его вела какая-то упорная, может быть, даже внешняя сила, а другая, добрая, сила по какой-то причине не могла противостоять ей. И он не мог понять цели этой внешней или внутренней силы. Чтобы потом, может, перед самым концом он вдруг — запоздало! а зачем это нужно, раз запоздало? — осознав всю глубину и тяжесть своего греха и вконец распрощав шись с последней гордыней, упав на колени и застонав от нестерпимой душевной боли, понял самое главное? Но зачем это понимание истины в конце жизни? Разве только для жизни иной? Может быть, как раз это доказательство существования дру гой жизни, в которую мы страстно хотим верить и в то же время не верим. И эта внешняя сила не то чтобы тащила его вопреки ему, но помогала сторговаться с совестью, как бы подталкивала его на поступки или, наоборот, на не-поступки, о которых потом не только горько и стыдно было вспоминать, но за которые нужно было еще и платить всей — и не только своей! — оставшейся жизнью. Он только не понимал: зачем ей, этой существующей или не существующей силе, на которую он пытался свались свою вину, это надо было? Чтобы, будучи виноватым в результате этих поступков перед самыми близкими людьми, перед Богом, перед собой, он ост рее чувствовал жизнь и, как писатель, смог передать эту остроту другим, предосте речь их от подобных поступков? Но почему эта внешняя сила для этой цели избрала именно его, и почему Бог не вразумил его, неразумного, или не предостерег от этих поступков или не-поступков? Да, человеку в отличие от животного, живущего по инстинкту, как по раз и навсегда заданному шаблону, и потому никогда не ошибающе гося в своих поступках, дана свобода воли, но разве виноват человек, в данном случае он, в том, что с детства по чужой воле был оторван от Бога? Почему в борьбе за него первоначально победил не Бог, а та неведомая ему и недобрая сила, а Бог только в последний момент, когда уже было поздно, раскрыл ему глаза на прожитую жизнь, чтобы он мучился до последних дней своих, чувствуя великую и непоправимую вину? Он понимал в то же время, что никакой внешней силы не существует, что это хитрый самообман, попытка свалить свою вину на кого-нибудь другого. Он знал, что во всем виноват сам и только сам и что, может, так самообманываясь, сваливая хотя бы часть своей вины на какую-то существующую или не существующую внешнюю силу, легче жить-доживать... Но почему же все-таки Бог вовремя не вразумил его?.. Итак, в томительно наступающих сумерках они шли тихой старинной улочкой. Можно сказать, что они были классическими любовниками: никаких взаимных обя зательств, совместных жизненных планов, а следовательно, никаких взаимных упре ков, обид, сцен ревности и всего подобного, что, за редким исключением, неизмен 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2