Сибирские огни, 2008, № 12
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Выбирай что хочешь: подлинную жизнь или бегство от подлинности — одну из двух возможностей человеческого существования в длительном космическом полете. Лично я потихоньку сходил с ума от потери ориентиров во времени, от тоски и одиночества, от животной злобы к чужому антиподу. Конечно, как профес сионал я аккуратно выполнял всю штатную работу по кораблю, но в свободное время бесновался или «охотился». Малыш, в отличие от нас с Камнем, плавал в невесомости, в центральном отсе ке станции, находясь мысленно так далеко, что когда мы, согласно полетному прото колу, один раз в каждые двадцать четыре часа являлись с Камнем на центральный пост станции под светлые очи своего начальника экспедиции, Малыш каждый раз удивленно разглядывал нас, будто мы приведения, гадая, кто мы на самом деле: про екция из прошлого или его подчиненные? Камень... Он полностью занялся своей идеей подарка Малышу и возился со своей куклой все свободное время. Во-первых, специалисты фирмы «Досуг» вос создали точную копию внешности той женщины из двадцать первого века на какой- то момент ее жизни. Далее: имея четыре гигабайта ее монологов, воспоминаний о себе и о ее собственном мире, в котором она когда-то жила, гамму ее настроений, оценок, привязанностей, привычек, — он сконструировал ее память, но, програм мируя ответы— реакции ее характера на внешние ситуации сквозь призму ее чувств, привычек, склонностей, он попытался воскресить внутри этой электронной куклы тот, когда-то умерший, особый мир. И в этой своей работе Камень был дьявол — не человек. В ее хронологически восстановленную память «о себе» он загонял десятки «налетающих» одно на другое воспоминаний, как бы не зависящих от «ее предше ствующего опыта», поэтому, как у живого человека, ее «я», фактически оставалось только «проекциями» никогда не заканчивающихся решений... Получалось, что она постоянно должна создавать себя заново, «жить» так, как будто после «этого после днего момента» ничего не было, «хотя она знает все», и ее поведение невозможно было предугадать, предвидеть. То есть воспринять ее как какую-то «статичную фор мулу». Получалась как бы иллюзия живого человека. Ведь тайна личности человека это определенные «замыслы, проекты», которые могут быть поняты лишь тогда, когда человек полностью себя реализует, то есть перестанет существовать. И вот ... Когда на очередном полетном протоколе Камень заявил, что ему нужен антипод для нового члена экипажа, мы с Малышом долго не могли понять, что он под этим подразумевает. Камень попытался втянуть нас с Малышом в дискуссию, начал объяснять свою идею, заявил, что это уже не игра, а серьезный эксперимент, но Малыш сразу учуял, что это надолго. Он быстренько назначил меня экспертом по этому делу и напомнил, что следующее совещание через двадцать четыре часа. Потом попросил удалиться, так как ему срочно нужно проверить одно интересное историческое предположение. В тот момент я еще не догадывался, что Камень наломал таких дров. Вы даже представить себе не можете страх, отчаянье и тоску той женщины из двадцать перво го столетия, очутившуюся вдруг на борту транспортного корабля в компании с тре мя не вполне психически нормальными мужиками, за 4,5 тысяч миллионов кило метров от Земли. Когда Малыш нас выставил, Камень сразу же потребовал, чтобы я шел на его корабль и приступал к делу как эксперт, согласно назначению капитана. Идти к нему не хотелось, я было закапризничал, но Камень сказал, что это очень серьезно, что у него с порученным мне для экспертизы объектом начались осложнения, что после «оживления» он никак не может объяснить ей, откуда она взялась. — Никаким моим объяснениям она не верит. Заявляет, что я нагло вру, и уже выдвинула против меня кучу обвинений,— закончил свой рассказ Камень, когда мы уже сидели в отсеке управления его корабля. К этому времени у меня в голове уже созрел коварный план, как за полчаса разделаться с его электронной игрушкой— то есть заблокировать все ее логические и программные связи. 55 ВАЛЕРИЙ БАРАНОВ ТЕОРИЯ БЕССМЕРТИЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2