Сибирские огни, 2008, № 12
— Действительно. Господь Бог сделал человека слишком примитивным. Веро ятно, по своему образу и подобию. — Тебя устроит копия моего лазерного диска? — Конечно! В нашем мире все — копия всего. — Не верю. — Я уже выяснил для себя центральное значение проблемы бессмертия чело века. И я попытался вскрыть порочную природу времени, которое распадается на прошлое и на будущее и которое обличить нельзя. Время, в котором всякая реаль ность — магия. Реальность разорвана и раздроблена. Мысль о бессмертии находит ся во власти этой раздробленности. Моя теория бессмертия тоже предполагает, что запреты продления жизни человеку в какой-то степени будут разрешены в будущем. Однако потом наступит какой-то момент в истории человека, в его судьбе, в котором будет достижимо высшее магическое состояние, и в этом состоянии, якобы, будут примирены все противоречия, которыми полна любая человеческая судьба, будут скопированы, размножены такие «тарелки», лазерные диски, что ли, что появится иллюзия, будто все задачи уже разрешены. — Скорее, иллюзия того, что их решать бессмысленно. Останется лишь прин цип Карно: мы превратим второе начало термодинамики в закон сохранения энтро пии и информации. — Это тоже способ решения. Их мир будет, скорее всего, таким. — Тогда человеческая жизнь будет бессмысленна в высшей степени. — Ты же сам недавно мне сказал: «Я понял, что все в жизни — глупость». -— Глупость — это все равно, что крайнее выражение надежды. Потому что в жизни каждого человека наверняка есть какая-то надежда на бессмертие. С одной стороны, это обретение. Представь себе, что кто-то в будущем передает свое тело мертвому, чтобы тот мог ожить. — С другой стороны, это общение с потусторонним миром. Для будущего — твой лазерный диск или копия его — это не объект, не действие и даже не мысль. Созданный умершим человеком, хранящий конкретный мертвый мир, он не имеет места в будущем. Оставленный наедине с собой, он сплющится и рассыплется в пыль, возможно, сохранятся какие-то следы от него, но даже не на Земле — в космосе. — Если все-таки человек возродит эти следы, превратит их снова в глаза, руки, губы... Эти губы расскажут ему о страстях, которых он еще не испытал, о невероят ной любви, злобе, об умерших стихах, светлых и невинных надеждах. Его пленит целый невоплощенный мир, в котором человеческие страсти, поскольку они его больше не трогают, превратятся в образцы, и если уж быть откровенным — в ценно сти. И человек будущего поймет, что он вступил в контакт со сверхчувственным миром, в котором содержится правда о его ежедневных страданиях. Агеев подумал: «Они оба разом проснутся на одном и том же видении». Однако сказал: — Любое человеческое существование всегда связано с космосом, оно связано с осознанием человеком своей полной обособленности, чуждости по отношению к бессмертию и к космосу. — Твой пришелец это образец этой идеи? — Во-первых, он закинут в наш мир из тридцать седьмого столетия. — Слишком разные цивилизации? — Не в этом дело. Наш мир существует сам по себе, его нет ни в какой протя женности, он не определенный, он не представляет для него никакого порядка и смысла. Как астронавигатор, он готов к этому, он специально «вброшен в наш мир». В мир, который является для него источником постоянной опасности. — Опасности? — Опасен сам факт его нахождения здесь, в нашем мире, именно в данное время и в данном месте, в данной общественной среде. Его появление у нас — не результат какого-то сознательного выбора, а наоборот, его существование в нашем мире «навязано ему извне», оно по своей природе совершенно экспериментально и абсурдно. ВАЛЕРИЙ БАРАНОВ Ж м ТЕОРИЯ БЕССМЕРТИЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2