Сибирские огни, 2008, № 12

«Солнце сердца» (1923), «Высокий путь» (1927), «Белый кит» (1936), «Выход к морю» (1935) и других, изданных в Новосибирске, Красноярске, Москве. Итин начинал свой литературный путь как поэт-романтик. «Я был искателем чудес, невероятных и прекрасных», — писал он в одном из стихотворений, определяя наибо­ лее, пожалуй, характерную особенность сво­ его творчества. И не только поэтического. Под явным влиянием революционного ро­ мантизма написаны две его самые значи­ тельные прозаические вещи — фантасти­ ческая повесть «Страна Гонгури» (первона­ чально — «Открытие Риэля») и повесть «Урамбо». Интересно и плодотворно Итин работал в документально-художественном жанре. Он страстно отстаивал идею освоения Северного морского пути. Очерки Итина (в послереволюционной сибирской литературе он был одним из пионеров жанра), помимо глубокого знания материала, насыщенности фактами, отличались поэтичностью. Умер 2 2 о к т я б р я 1 9 3 8 года в Но­ восибирске. 120 лет со дня рождения выдающегося фольклориста, этнографа, библиографа, ли­ тературоведа М арка Константиновича Аза- довского. М. Азадовский родился 5 ( 1 8 ) д е к а б - р я 1 8 8 8 года в Иркутске, в чиновничьей семье. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и ас­ пирантуру при нем. В 1913 году Азадовский совершил фольклорно-диалектологические экспедиции по Восточной Сибири и Амуру. С 1918 года он преподает в Томском универ­ ситете (ассистент, доцент кафедры русской литературы), с 1921-го — в Читинском госу­ дарственном институте образования (про­ фессор), а с 1922 года возглавляет кафедру русской литературы в Иркутском универси­ тете. Одновременно Азадовский — актив­ ный деятель Восточно-Сибирского отделе­ ния Российского географического общества. Совместно с Г. Виноградовым он редакти­ рует этнографический журнал «Сибирская живая старина» (Иркутск, 1923-1929). С 1930 года Азадовский жил в Ленинграде (за ис­ ключением блокадных 1942-1944, которые провел в Иркутске) и работал в Институте этнографии, Институте русской литературы. Параллельно с научной работой Азадовский с 1935 по 1941 год редактировал журнал «Со­ ветский фольклор». Автор книг — «Ленские причитания» (1922), «Беседы собирателя» (1924), «Сказки Верхнеленского края» (1925), «Литература и фольклор» (1938), «Очерки литературы и культуры Сибири» (1947), «Ста­ тьи о литературе и фольклоре» (1960), «Исто­ рия русской фольклористики» (1958 — 1963) и других, изданных в Чите, Иркутске, Ленин­ граде, Москве. В своих исследованиях М. Азадовский наглядно доказал, что Сибирь богата само­ бытными дарованиями, а поэтика сибирс­ кого фольклора уникальна. Выдающуюся роль Азадовский сыграл и в становлении сибирской библиографии. Он наметил пер­ спективы развития библиографической ра­ боты на многие десятилетия вперед. Его ука­ затель «Литература по этнографии Сибири за последнее десятилетие XIX в.» (1924) по­ лучил серебряную медаль Российского гео­ графического общества. Громадное значе­ ние имели и такие библиографические тру­ ды Азадовского, как «Декабристы в Сиби­ ри» (1925) или «Сибирь в русской художе­ ственной литературе» (1926). Значительна роль Азадовского и в исследовании сибирс­ кой литературы. Осмысление Азадовским ее истории отличалось широтой охвата факти­ ческого материала и методологической чет­ костью. Исследовательский стиль Азадовс­ кого характеризуется системным охватом региональных проблем, которые он рассмат­ ривал в комплексе наук. Особенно отчетли­ во это проявилось в трудах по сибирской литературе и истории декабризма (тема «Де­ кабристы и Сибирь» относится к числу «сквозных» в его творчестве), где ученый выступил как литературовед, фольклорист, этнограф, архивист, историк, библиограф. У М. Азадовского имелись огромные планы по различным исследовательским направлениям. Но в 1949, в разгар «борьбы с космополитизмом» он был необоснован­ но отстранен от дел. Несмотря на это, про­ должал интенсивно работать, однако два тя­ желых инфаркта подорвали его силы. Умер 24 ноября 1954 года в Ленинграде. Подготовил А. Горшенин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2