Сибирские огни, 2008, № 12
реснее «течение» человеческих душ («Люди как реки», — сказал однажды Л. Толстой). Какими-то «подводными течениями» глу бинно, кровно, связаны реки с его героями. Так, Маша из «Лета» родилась «недалеко от речки Баргузин», у Байкала; оказавшись в Праге, первым делом спрашивает, как назы вается здешняя река, ночью любуясь ею из окна гостиницы; перед смертью она приез жает в родные места, к заветному месту, где, «звеня и перепрыгивая с камня на камень, бежал прозрачный ручей». В «Не кричи, кукушка» любовь юного Вадика расцветает на берегу речки, куда они с Катей ходят ку паться. Жизнь Евдокима из «Последней при стани» и вовсе немыслима без Чалыша, ко торый буквально кормит его и его семью рыбой, а затем работой бакенщика, она же доставляет ему его убийц. Но есть в этой книге еще более рекоем кое произведение — повесть «Дикая вода». Ее герой, работник отдаленной метеостан ции, едет с местным охотником Антоном Безрядьевым на промысел птицы — «вес- новку», «как только река тронулась», в ледо ход. Несмотря на обоюдную опасность, гиб нет только один Безрядьев. Злая воля стихии, раздавившей моторную лодку как единствен ное средство спасения от половодья —- не зримо связана с жизненными обстоятель ствами Антона. Через его отца, которого ого ворил и сослал вместе с семьей далеко на север ретивый председатель колхоза Сухору кое. И вот безжалостный совслужбист дос тает и карает и его сына. Река здесь символи зирует и неправедную власть, и слепую судь бу: сын должен вслед за отцом утонуть в реке на весенней рыбалке. Это понимает герой- рассказчик: «Не льдина и не дикая вода ста ли причиной его (Антона) гибели. В этом было виновато время, выпавшее на его дет ство. Это оно породило Сухоруковых, оно позволяло вершить произвол в отношении невинных». Сам Безрядьев додумывает эту мысль словами о «терпимости ко злу»: «ос тавленное без наказания, оно не умирает». Зато добро умирает слишком часто. В военной повести «П ереправа» река является рубежом добра и зла — немцев и «наших». Очевидный знак и носитель этого абсолютного добра — вновь девушка, ради стка Женя, которую автор традиционно воз вышает. Красивая, юная, чистая, прежде все го, нравственно («походно-полевой женой я никогда не буду», говорит она в ответ на при ставания), она не видела еще ужасов войны. Но готова принять ее как возможность ото мстить за убитых врагом отца и брата. Начи нается для нее война сразу после перехода через реку, где укрепился враг. И это не толь ко преодоление страха, но и очищение: от ныне для бойцов из отряда разведчиков она не объект вожделения, а вдохновляющая, облагораживающая сила. Характерен эпизод перехода отрядом реки вброд, когда Жене пришлось раздеться до нижнего белья. Иду щий вслед за ней командир отряда Демидов готов «схватить, стиснуть сильными рука ми» ее «горячее вздрагивающее тело». И только река вовремя охладила его пыл: Женя попала в омут, и Демидову срочно пришлось ее спасать. Так и другой боец-сладостраст ник Сукачев, при попытке овладеть ею, на ткнулся на пистолет в ее недрогнувшей руке. И, кажется, совсем не случайна здесь пере кличка имен — Жени и Жанны д ’Арк. Как и «орлеанская дева», Женя здесь не просто девушка, а символ победы. Наказ бойцам командира полка Глебова — беречь ее, под тверждает эту наглядную истину. Так река, любовь, героизм, Сибирь (не уязвимый Демидов «с длинными, как у пиа ниста, пальцами» — сибиряк) вновь слива ются у С. Вторушина воедино, составляя и плоть, и дух, и контрапункт его произведе ний. И даже в «безречной» повести «Леший» Димка твердо знает: если заблудился, надо выходить к реке, она спасет, выведет на вер ный путь. Потому и повести С. Вторушина —те же реки. Автор полагается на течение событий, которые «сочиняет» сама жизнь, и ему остается только расставить акценты — вывести на чистую воду негодяев, припод нять над обыденностью людей достойных. Зачастую это заметно меняет композицию, и безмятежное, неторопливое начало повес ти сменяется ускоренно-драматичной, по рой трагической развязкой. Так ускоряется река, оказавшись между крутых берегов. Трудно назвать это недостатком повес тей С. Вторушина. Скорее, это характерная особенность. В рассказах все уже по-друго- му. Они — типичные образчики жанра во всех его разновидностях: лирический, о це лебной силе юной любви («Ах, зачем эта ночь...»), очерковый, о соотечественнике- рыбаке на испанских курортах («Тень рая»), джеклондоновский, о воле и безволии к жиз ни среди суровой тайги («Горькие орехи»), природоохранный, написанный глазами во жака гусиной стаи («Вечный зов Севера»), детский, глазами семилетнего мальчика («Алешкины каникулы»), мелодраматичес кий, глазами отца, переживающего за свою замужнюю дочь («Отец»), трагикомический, о бодливой и брыкливой корове («Милка»), героический, о летчике и враче, вывозящих в пургу тяжелораненого («Нелетная пого 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2