Сибирские огни, 2008, № 12
КНИЖ НАЯ ПОЛКА ЛЮДИ КАК РЕКИ Вторушин С.В. Избранное. Повести и рассказы . — Барнаул, 2008 (Библиотека журнала «Алтай»). Вначале кажется, что писатель из Бар наула Станислав Вторушин всего лишь рас сказчик. Увлечь читателя сюжетом, взятым из самой обыкновенной, обыденной жизни ему, действительно, удается. Таких житейс ких историй писатель знает много, умея ин тересно их рассказать, описать. Но только ли это — умение складно, просто и понятно изложить сюжет — важно С. Вторушину? Всегда ли ему достаточно «короткой дистан ции» рассказа? Нет, явно недостаточно. Об этом гово рит хотя бы такой простой «арифметичес кий» факт: из 638 страниц «Избранного» 480, то есть подавляющее большинство, занима ют повести. Еще В. Белинский считал этот жанр самым русским. Таким, где «физиоло гия» (быт, нравы, привычки, чудачества) те кущей жизни весьма естественно сочетает ся со скупой рефлексией по поводу нее. Больше и не надо. Если больше, то будет Достоевский, от которого у многих голова болит и сердце не на месте. Или Толстой, которого всегда слишком много, будь это «Война и мир» или «народный рассказ». Вообще, роман, в классическом его пони мании, русскому писателю редко удается. Разве что Тургеневу. С. Вторушин близок такой «тургеневс кой» мере лаконичного романа, который трудно отличить от повести. «Такое корот кое лето» написано С. Вторушиным на этой классической грани жанров, с героиней, на поминающей «тургеневскую» девушку. Маша, как ее зовут в этой «летней» повести, сразу же, с первого взгляда, покоряет сердце героя повести Ивана Баулина. Побуждаемый рыцарственными чувствами, он целует ей руку, не подозревая, что скоро их пути — Ивана да Марьи — обязательно сойдутся. Да так, чтобы во всей красе, благородстве пред ставить образ этой необыкновенной девуш ки, женщины. Ее красота поражает даже ис кушенного Ивана, для которого она — явле ние свыше. Тем более что сама Маша дер жалась на расстоянии: «Она жила сйоей внут ренней жизнью и никого не хотела пускать туда». Повесть о взаимной любви превраща ется, таким образом, в разгадывание души и духа женщины. Не зря ее имя одновременно из сказок — Маша и из Библии — Мария. Соотносит ее автор и с тремя сторонами све та, тремя странами: Чечня, где погиб ее муж- летчик, верность которому она хранит уже три года; Чехия, куда едут Иван и Маша кре пить, лелеять, украшать свою любовь; Бай кал, куда бежит она от своей болезни, от Ива на, судьбы и смерти. Но как бы ни увеличи вала героиня дистанцию географически, че ловечески она навеки остается вдали от всех. Иван, и тот не поможет ей преодолеть эту роковую удаленность от жизни. И тогда она, как библейская Ева, молит его: «А я могу быть из твоего ребра?.. Ты даже не можешь представить, как (это) важно». Оказывает ся, даже любовь не может сделать так, что бы они «были одно целое». Слишком высо кое это чувство, чтобы иметь земную про писку. И слишком часто женщина на Руси стоит выше мужчины, для которого подлин ная любовь становится подвигом, долгом, жертвой. Впрочем, жертвуют собой и своим бла гополучием у С. Вторушина, отдавая долг любви, столько же мужчины, сколько и жен щины. Повесть «Такое короткое лето» — единственный пример в прозе писателя, ког да такая жертва взаимна. Умирает же Маша только потому, что является у него едва ли не самым высоким воплощением любви. 177 12 Заказ № 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2