Сибирские огни, 2008, № 12

КНИЖ НАЯ ПОЛКА ЛЮДИ КАК РЕКИ Вторушин С.В. Избранное. Повести и рассказы . — Барнаул, 2008 (Библиотека журнала «Алтай»). Вначале кажется, что писатель из Бар­ наула Станислав Вторушин всего лишь рас­ сказчик. Увлечь читателя сюжетом, взятым из самой обыкновенной, обыденной жизни ему, действительно, удается. Таких житейс­ ких историй писатель знает много, умея ин­ тересно их рассказать, описать. Но только ли это — умение складно, просто и понятно изложить сюжет — важно С. Вторушину? Всегда ли ему достаточно «короткой дистан­ ции» рассказа? Нет, явно недостаточно. Об этом гово­ рит хотя бы такой простой «арифметичес­ кий» факт: из 638 страниц «Избранного» 480, то есть подавляющее большинство, занима­ ют повести. Еще В. Белинский считал этот жанр самым русским. Таким, где «физиоло­ гия» (быт, нравы, привычки, чудачества) те­ кущей жизни весьма естественно сочетает­ ся со скупой рефлексией по поводу нее. Больше и не надо. Если больше, то будет Достоевский, от которого у многих голова болит и сердце не на месте. Или Толстой, которого всегда слишком много, будь это «Война и мир» или «народный рассказ». Вообще, роман, в классическом его пони­ мании, русскому писателю редко удается. Разве что Тургеневу. С. Вторушин близок такой «тургеневс­ кой» мере лаконичного романа, который трудно отличить от повести. «Такое корот­ кое лето» написано С. Вторушиным на этой классической грани жанров, с героиней, на­ поминающей «тургеневскую» девушку. Маша, как ее зовут в этой «летней» повести, сразу же, с первого взгляда, покоряет сердце героя повести Ивана Баулина. Побуждаемый рыцарственными чувствами, он целует ей руку, не подозревая, что скоро их пути — Ивана да Марьи — обязательно сойдутся. Да так, чтобы во всей красе, благородстве пред­ ставить образ этой необыкновенной девуш­ ки, женщины. Ее красота поражает даже ис­ кушенного Ивана, для которого она — явле­ ние свыше. Тем более что сама Маша дер­ жалась на расстоянии: «Она жила сйоей внут­ ренней жизнью и никого не хотела пускать туда». Повесть о взаимной любви превраща­ ется, таким образом, в разгадывание души и духа женщины. Не зря ее имя одновременно из сказок — Маша и из Библии — Мария. Соотносит ее автор и с тремя сторонами све­ та, тремя странами: Чечня, где погиб ее муж- летчик, верность которому она хранит уже три года; Чехия, куда едут Иван и Маша кре­ пить, лелеять, украшать свою любовь; Бай­ кал, куда бежит она от своей болезни, от Ива­ на, судьбы и смерти. Но как бы ни увеличи­ вала героиня дистанцию географически, че­ ловечески она навеки остается вдали от всех. Иван, и тот не поможет ей преодолеть эту роковую удаленность от жизни. И тогда она, как библейская Ева, молит его: «А я могу быть из твоего ребра?.. Ты даже не можешь представить, как (это) важно». Оказывает­ ся, даже любовь не может сделать так, что­ бы они «были одно целое». Слишком высо­ кое это чувство, чтобы иметь земную про­ писку. И слишком часто женщина на Руси стоит выше мужчины, для которого подлин­ ная любовь становится подвигом, долгом, жертвой. Впрочем, жертвуют собой и своим бла­ гополучием у С. Вторушина, отдавая долг любви, столько же мужчины, сколько и жен­ щины. Повесть «Такое короткое лето» — единственный пример в прозе писателя, ког­ да такая жертва взаимна. Умирает же Маша только потому, что является у него едва ли не самым высоким воплощением любви. 177 12 Заказ № 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2