Сибирские огни, 2008, № 12
другим темам, что нет ощущения крестного пути Верховного Правителя России. Време ни не хватило, пленки или «колчаковедчес- кой» начитанности? Впору бы вновь Н. Бур ляеву сыграть Колчака, внести лермонтовс кой энергии и пассионарности в вялый об раз обреченного адмирала. Не спасает и Е. Боярская-Тимирева — красиво обрамлен ное фото на групповом портрете фильма. А еще непроходящая зима, снега, обморо женная нога Каппеля-С. Безрукова. Сибирь здесь — образ смерти, фатальной, глубо кой. Как прорубь, в которую бросают уби енного Колчака. * * * Странный и страшный, «безбашенный» и премудрый Д. Хармс. За каждой строкой стиха или сценки-скетча стоят сразу и смерть и НКВДшник. Наскучив стоять, они вовле кались в трагикомическую мистерию его творчества. В маскарадах его dance тасаЬгов сошлись Софокл и Аристофан, Пушкин и Гоголь, Хлестаков и Хлебников. Нота неле пой смерти первого футуриста звучит и в последнем стихе Д. Хармса: «Я долго думал об орлах / И понял многое: / Орлы летают в облаках / Летают, никого не трогая. / Я по нял, что живут орлы на скалах и в горах, / И дружат с водяными духами. / Я долго думал об орлах, / Но спутал, кажется, их с мухами» (1939). Та же путаница орлов и мух видна в героях его мини-прозы, во всех этих Козло вых, Окновых, Петраковых, Комаровых, Кол- паковых, Бобровых и т.д. Герои безличности и пустоты, они герои смерти. Той, которая равна жизни в полноте ее хаотичности. Ибо все у нас в России «оборачиваемо», как пи шет розановец Д. Галковский в «Бесконеч ном тупике». * * * «Однажды Орлов объелся толченым горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пру ду. А бабушка Спиридонова спилась и по шла по дорогам. А Михайлов перестал при чесываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом в руках и сошел с ума. А Перекрестов получил телеграфом четыреста рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы. Хорошие люди и не умеют поставить себя на твердую ногу» (1933). Может, правда, «поставить себя на твер дую ногу», и исчезнут в нашей жизни и ли тературе хармсовские персонажи? Книгу С. Рассадина «Самоубийцы» ( 2002 ) о писателях советского времени весь ма соблазнительно отрецензировать харм- совскими «случаями». Оказывается все у него, от Блока до Вознесенского, творили вопреки своим талантам, то есть самоубий ственно. Не о том писали, не туда шли. Объе дались толченым горохом современности, как Н. Эрдман, падали с буфетов дутых ре путаций, как К. Федин, тонули в пруду угод ливости любой власти, как С. Михалков, бо лели паршой эстрадности, как А. Вознесенс кий. Вообще-то, ничто не мешало автору распространить список и на предыдущие эпохи. Ибо литература есть вид самоубий ства. Взаимовыгодный для власти и литера тора: одна утверждается сотрудничеством с гениями, другой это звание гения от власти приобретает. * * * Г. Чхартишвили в книге «Писатель и са моубийство» (1999) сразу отделяет человека от писателя. «Литераторы, — пишет он, — взяты как частный пример homo sapiens, дос таточно компактный, легко идентифицируе мый, к тому же наиболее удобный для изуче ния». Апофоез такой идентификации — в приложении, в «Энциклопедии литератури- цида». Некрополе самоубийц от античнос ти до современности. «Почти две трети пер сонажей» тут, бесстрастно уточняет автор, «занимались стихотворчеством». Сам автор, глубоко чуждый этого самоубийственного занятия, пишет безнадежно фандоринскую прозу. Холодную, как тело самоубийцы. Может, потому, что Б. Акунин — всего лишь «частный случай». Если не homo sapiens’a, то Г. Чхартишвили уж точно. * * * Необычайная распространенность жан ра «литературицида» (А. Рембо) на нашем книжном рынке пугает. Вот и Б. Сарнов, практикующийся обычно на «случаях» (Зо щенко, Мандельштам, Эренбург), обрадо вал книгой «Маяковский. Самоубийство» (2006). Начинается же оно только с 517-й стра ницы -— главы под характерным названием «Гиблое дело». Не зря основная часть книги о том, как сильно Б. Сарнов любит В. Мая ковского. Перед такой любовью не устоит ни один читатель. Даже такой квалифицирован ный, как Е. Эткинд. Возмущенный словами маститого литературоведа о «катастрофи ческом падении таланта и искусства Маяков ского» после 1923 года, Б. Сарнов со слова ми «Ну, погоди, Фимочка», засыпал своего 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2