Сибирские огни, 2008, № 12
Совершенно случайно мне стало изве стно, что в Новосибирске вышла в свет кни га А. Бирюкова «Жизнь на краю судьбы» (Изд-во «Свиньин и сыновья», 2006), где со браны документы и описаны судьбы реп рессированных литераторов, отбывавших свой срок на Колыме. В этой книге упоми нается и имя Алдан-Семёнова. Автор при водит факты допросов с участием А. Ал дан-Семёнова, которые сыграли трагичес кую роль в судьбе некоторых заключённых. Когда последняя страница книги была про читана, у меня опять возник этот вопрос: «Где же правда?». Очные ставки, допросы. Теперь нам известно, как велись допросы. Не каждый мог выдержать. Даже на себя порой наговаривали, подписывали заведо мо подготовленные протоколы, лишь бы избежать побоев, пыток и выжить. Имеем ли право мы кого-то осуждать за слабость и малодушие, за стремление выжить любой ценой? Ведь каждый из осуждённых знал только о себе, считал, что его арестовали по ошибке, а вот другие, может быть, и в самом деле враги народа. Разве могли они сомневаться в решениях власти, самого Ста лина? Они ничем не могли доказать свою невиновность, в этом была трагедия всех репрессированных. А. Бирюков, наверное, тоже много раз мышлял об этом в своей книге, над след ственными документами, протоколами и личными воспоминаниями тех, кто прошёл этот путь и выжил. И не случайно в заключе нии он написал: «... Сердце моё, человека, родившегося здесь и связанного всей своей судьбой с этим городом, наполняется болью тех далёких лет, состраданием к еёмученикам, среди которых были, конечно, и герои, и злодеи — были! Но все они были, прежде всего, жер твами. И как отделить одних от других, если граница между страданием и злодей ством проходила под час (или чаще все го) не между людьми, а в сердцах самих этих людей, через души, мучающиеся и се годня (всё ещё!) над тем же, над чем му чаемся и мы. Кого их них я осужу? Кого помилую? Я, взыскующий призрачной ис тины? Кто дал мне на это право? И разве не искупили они уже своими страдания ми, страданиями бессмертной души свой грех? Перед тем всевышним, кого один из нас назовёт богом, другой — справедли востью». Коснулся А. Бирюков и творчества А. Алдан-Семёнова, утверждая, что в его произведениях «Берег надежды» и «Барель еф на скале» не была отражена трагедия тех лет. И только в «Трагической поэме» и в «До лине трёх маршалов» прозвучит голос скор би, прозвучат ноты гнева, в том числе и в собственный адрес: Как мы когда-то были слепы — Колокола родной земли. Чем объяснить, что мы, поэты. На нет поэзию свели? И лаком мы одним покрыты, И однотипны, как чижи, И Революции в убыток Берём всё те же рубежи Риторики и пустозвонства, И балабоним без конца, Что нам одним сияет солнце, «Бьёт ветер в наши паруса...» Я нашла ответ на этот вопрос в стихот ворении Алдана-Семёнова, где есть такие строки: ... Я думал их найти в затонах, В неповторимых родниках, Я не хотел писать о стонах, Искоренял печаль в стихах. Казалось мне, что боль и беды, — Не тот в поэзии накал, И сам, страданья не изведав, Чужой беды не понимал. И вот расплата... Что я значу, Зачем я? Если над строкой Никто не стонет и не плачет, И не живёт моей тоской. Прочитав повесть «Барельеф на скале», я не согласилась с А. Бирюковым. Стремле ние во чтобы то ни стало, любой ценой осу ществить фантастическую идею: высечь на скале барельеф великого вождя даже ценою здоровья заключённых и самой жизнью ху дожника. Разве это не трагедия? Да и не всё позволялось печатать в то время. По словам родных, книга несколько раз переписывалась, убирались острые мо менты. Вот что пишет по этому поводу М. Числов: «И тем более надо преклониться перед его удивительным талантом, претво рить жизненный факт в факт искусства, об лагородить невыносимый жизненный ма териал пламенем высоких размышлений о величье, долге, чести, гуманности. Повесть поражает и редким чувством сострадания даже к тем, кто, кажется, этого сострадания и не достоин». Разные судьбы, разные характеры геро ев. Но в каждом произведении А. Алдан-Се мёнова главный герой — сильная личность, которая борется со злом, идёт наперекор судьбе. Главное, что характеризует поэтов и пи сателей того времени, это любовь к Родине, вера в торжество справедливости, тесная не разрывная связь с народом, с историческим прошлым. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2