Сибирские огни, 2008, № 12

Совершенно случайно мне стало изве­ стно, что в Новосибирске вышла в свет кни­ га А. Бирюкова «Жизнь на краю судьбы» (Изд-во «Свиньин и сыновья», 2006), где со­ браны документы и описаны судьбы реп­ рессированных литераторов, отбывавших свой срок на Колыме. В этой книге упоми­ нается и имя Алдан-Семёнова. Автор при­ водит факты допросов с участием А. Ал­ дан-Семёнова, которые сыграли трагичес­ кую роль в судьбе некоторых заключённых. Когда последняя страница книги была про­ читана, у меня опять возник этот вопрос: «Где же правда?». Очные ставки, допросы. Теперь нам известно, как велись допросы. Не каждый мог выдержать. Даже на себя порой наговаривали, подписывали заведо­ мо подготовленные протоколы, лишь бы избежать побоев, пыток и выжить. Имеем ли право мы кого-то осуждать за слабость и малодушие, за стремление выжить любой ценой? Ведь каждый из осуждённых знал только о себе, считал, что его арестовали по ошибке, а вот другие, может быть, и в самом деле враги народа. Разве могли они сомневаться в решениях власти, самого Ста­ лина? Они ничем не могли доказать свою невиновность, в этом была трагедия всех репрессированных. А. Бирюков, наверное, тоже много раз­ мышлял об этом в своей книге, над след­ ственными документами, протоколами и личными воспоминаниями тех, кто прошёл этот путь и выжил. И не случайно в заключе­ нии он написал: «... Сердце моё, человека, родившегося здесь и связанного всей своей судьбой с этим городом, наполняется болью тех далёких лет, состраданием к еёмученикам, среди которых были, конечно, и герои, и злодеи — были! Но все они были, прежде всего, жер­ твами. И как отделить одних от других, если граница между страданием и злодей­ ством проходила под час (или чаще все­ го) не между людьми, а в сердцах самих этих людей, через души, мучающиеся и се­ годня (всё ещё!) над тем же, над чем му­ чаемся и мы. Кого их них я осужу? Кого помилую? Я, взыскующий призрачной ис­ тины? Кто дал мне на это право? И разве не искупили они уже своими страдания­ ми, страданиями бессмертной души свой грех? Перед тем всевышним, кого один из нас назовёт богом, другой — справедли­ востью». Коснулся А. Бирюков и творчества А. Алдан-Семёнова, утверждая, что в его произведениях «Берег надежды» и «Барель­ еф на скале» не была отражена трагедия тех лет. И только в «Трагической поэме» и в «До­ лине трёх маршалов» прозвучит голос скор­ би, прозвучат ноты гнева, в том числе и в собственный адрес: Как мы когда-то были слепы — Колокола родной земли. Чем объяснить, что мы, поэты. На нет поэзию свели? И лаком мы одним покрыты, И однотипны, как чижи, И Революции в убыток Берём всё те же рубежи Риторики и пустозвонства, И балабоним без конца, Что нам одним сияет солнце, «Бьёт ветер в наши паруса...» Я нашла ответ на этот вопрос в стихот­ ворении Алдана-Семёнова, где есть такие строки: ... Я думал их найти в затонах, В неповторимых родниках, Я не хотел писать о стонах, Искоренял печаль в стихах. Казалось мне, что боль и беды, — Не тот в поэзии накал, И сам, страданья не изведав, Чужой беды не понимал. И вот расплата... Что я значу, Зачем я? Если над строкой Никто не стонет и не плачет, И не живёт моей тоской. Прочитав повесть «Барельеф на скале», я не согласилась с А. Бирюковым. Стремле­ ние во чтобы то ни стало, любой ценой осу­ ществить фантастическую идею: высечь на скале барельеф великого вождя даже ценою здоровья заключённых и самой жизнью ху­ дожника. Разве это не трагедия? Да и не всё позволялось печатать в то время. По словам родных, книга несколько раз переписывалась, убирались острые мо­ менты. Вот что пишет по этому поводу М. Числов: «И тем более надо преклониться перед его удивительным талантом, претво­ рить жизненный факт в факт искусства, об­ лагородить невыносимый жизненный ма­ териал пламенем высоких размышлений о величье, долге, чести, гуманности. Повесть поражает и редким чувством сострадания даже к тем, кто, кажется, этого сострадания и не достоин». Разные судьбы, разные характеры геро­ ев. Но в каждом произведении А. Алдан-Се­ мёнова главный герой — сильная личность, которая борется со злом, идёт наперекор судьбе. Главное, что характеризует поэтов и пи­ сателей того времени, это любовь к Родине, вера в торжество справедливости, тесная не­ разрывная связь с народом, с историческим прошлым. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2