Сибирские огни, 2008, № 12
санса не мог отказаться от теоретического обоснования своего бытия. Удивительно продуманные художественные системы и жизненные стратегии — удивительно це лостное человеческое сознание. Индивидуализм с этого и начинается. Но к XX веку возникает все больше затруднений. Оказывается, что исходя из индивидуалистичес ких установок невозможно обосновать это целостное бытие, целостную ценност ную систему. Потому уперлись в проблему смерти, неразрешимую в рамках инди видуализма. — Мне всегда казалось, что базовые ценности «завязаны» на проблему об ретения смыслов, а обретение смыслов возможно только перед лицом вечности в осознании вечной души. — Конечно, базовые ценности — это ценности экзистенциальные, которые, вообще говоря, не выводятся ниоткуда. Они трансцендентны, т.е. выходят за пределы земных социальных обоснований. Поэтому, если мы действительно будем грамотно вдумываться в свою природу без всяких марксистских, фрейдистских и других завих рений, то мы с неизбежностью обнаружим удивительный парадокс: человек — это существо, которое обусловлено тем, чего для него, в общем-то, нет, заинтересовано в том, что принципиально выходит за границы его разумения. Это прекрасно понял Паскаль. Он говорил, что величье человека тем и велико, что он осознает свое ничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает. Имеется в виду следующее: дерево растворено в имманентном. Так же как лягушка, собака или обезьяна. В этом плане они вполне адекватны своим биологическим целям и среде обитания. А вот сыну человеческому негде преклонить голову (Евангелие это хорошо формулирует). Почему? Потому что в отличие от животных мы не просто совершаем те или иные действия, обеспечивающие поддержание жизнедеятельнос ти, но и хотим знать, зачем мы их совершаем ? Хотим знать смысл, то есть, в конеч ном счете, Истину. Знание же Истины предполагает видение мирового континуума таким, каков он есть в своей тотальной необъятности. То есть, короче говоря, всеведе ние, доступное лишь Богу. Человеку невозможно знать, но он, тем не менее, хочет знать. В этом и состоит наша парадоксальная раздвоенная, устремленная за границы собственной природы сущность. Трансцендирующая сущность. Животное ограничено, но оно ничего не знает о своей ограниченности. Мы же через желание владеть смыслом, приходим к знанию этой своей принципиальной ограниченности, и более того: мечтаем преодолеть ее, прорваться к тому, что для нас неосязаемо, невыразимо, неосознаваемо. Любой собаке или кошке до этого и дела нет. Но человеку есть! Мы все время пытаемся вступить в контакт с ничто, предполагая что оно нечто. Мы хотим обладать целостным смысловым бытием. И это абсолютно этическая зада ча, с которой и начинаются базовые ценности. Ведь что такое этика? Это желание и способность поступать правильно. Но желание и способность поступать правильно вытекает только из целостного видения мира. Знаменитая история царя Эдипа, кото рый желал поступать правильно, показывает, к чему такое намерение приводит огра ниченного своей природой человека. Ведь это история каждого из нас. Можно питать в душе самые добрые намерения, но стать убийцей своего отца и супругом своей матери. Не в намерениях дело, — говорит Софокл. Без знания недоступной нам Исти ны ты — слеп и способен натворить самых черных дел. Ведь никто еще в истории не стремился к злу. Все всегда хотят только добра, другое дело, как они его понимают. А раз так, я должен всю свою жизнь искать возможность вступить в коммуника цию с тем сверхсущностным, которое укажет мне правильный путь, даст целостное представление о мире. Те самые базовые ценности, о которых мы ведем разговор. Своими силами я этого, конечно, сделать не могу. Но на то человечество и придума ло религию как практику обращения к трансцендентному, сверхсущностному. — А что кроме веры? Философские системы? Буддизм, который тоже фило софская система? — Это тоже вера. Особенно в своих махаянских вариантах он превращается в развитую религию. Хинаяна, конечно, скорее система жизненных правил. На чем зиждется вера? На чуде. На отождествлении нетождественного, осуще ствлении невозможного. Например, на утверждении, что ограниченный потенци ально открыт контакту с безграничным. И вот в буддизме. Что такое срединный путь Будды? Его спрашивают, как надо правильно жить: быть аскетом или предаваться радостям жизни? А он отвечает: следуйте срединному пути. Причем, понимать надо не так, что сегодня постимся, а завтра чревоугодничаем, сначала немножко грешим, 153 БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССАХ ЭВОЛЮЦИИ И ДЕВОЛЮЦИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2