Сибирские огни, 2008, № 12
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОЦЕССАХ ЭВОЛЮЦИИ И ДЕВОЛЮЦИИ Интервью Елены Елагиной с Алексеем Машевским — Нынче повсеместно звучит термин «базовые ценности», но, боюсь, не все четко понимают, что все это значит. К ак это все понимает поэт и культуролог Алек сей Машевский? — У Мандельштама в одном из стихотворений сказано: «Есть ценностей незыб лемая скала...», причем интересно, что строчка эта появилась в тот момент, когда, как казалось, ценностей никаких не осталось. Ну а уж после революции, после террора 30- 40-х годов были растоптаны все ценности цивилизованного человека. Кстати, эта проблема — возвращения ценностей, а точнее возвращения в лоно ценностей — так с тех пор и не решена. — Мне все же кажется, что те ценности, о которых мы хотим говорить, начали утрачиваться с эпохи Просвещения. Только мы вступили в активную постхристи- анскую эпоху, к ак все и посыпалось и поплыло. — Еще раньше. А в эпоху Просвещения дело просто стало уже ощутимо плохо в массовом порядке. В XVIII в. происходит знаменательное событие: в европейской литературе вдруг куда-то исчезает высокий герой. Например, Мариво начинает пи сать об удачливом крестьянине, неком Жакобе, который, ничего не имея за душой, кроме милой мордашки и желания — как у нас сейчас говорят? — жить на яркой стороне, вдруг выдвигается в центр событийной жизни. Перед нами душевный чело век в чистом виде, имеющий эмоции и потребности, но не убеждения. Фактически, то, что по-английски называется «анимал», зверюшка, но при этом парадоксальным образом наделенная способностью к разумным действиям. С XVIII в. и пойдет этот процесс измельчания, девальвации героя, приведший в XX веке к таракану Олейни кова и Кафки. Какова его отличительная особенность? А вот: отсутствие устойчивой системы ценностей, готовность принять правила игры той социальной среды, в кото рую он попадает. Причем, любые правила, любой социальной среды. Главная задача в ней укрепиться и выжить, а по возможности и выдвинуться на первые роли. Пере ходя из одной референтной группы в другую, такой герой меняет «базовые» ценно сти, как наряд. В том-то и дело, что с эпохи Ренессанса социальные «правила игры» перестали иметь отношение к подлинным ценностям. И понятно почему. Ибо, если для средне векового человека социум сакрализован и установления власти должны выражать Божьи заповеди, то для современников Макиавелли политика и жизнь общества ба зируются уже на совершенно иных принципах — практического успеха. А тогда единственной «базовой ценностью» для человека оказывается удовлетворение соб ственных потребностей, причем любой ценой. Что, впрочем, и обнаружила очень скоро духовная жизнь Ренессанса, порождавшая как титанов художественного твор чества, так и образцовых злодеев — гениев предательства, любострастия и насилия. Разница в том, что для средневекового человека ценности принудительно спуска лись прямо с Небес, а возрожденческие личности были автономны в своем дерза нии. Однако массовый человек всегда подчиняется не столько выстраданным и усво енным ценностным приоритетам, сколько социальному диктату. Просто в средневе ковую эпоху этот диктат парадоксальным образом пытался себя с высшими ценно стями отождествлять.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2