Сибирские огни, 2008, № 12

ления был советский учёный, доктор исторических и одновременно философских наук Борис Федорович Поршнев. Позже к нему присоединились д-р зоологии из Бельгии Б. Эйвельманс и проф.Айвон Сандерсон из США. Согласно этой концепции с возникновением на Земле кроманьонцев примерно 40-50 тысяч л.н., между ними и неандертальцами разгорелась непримиримая борьба за экологическую нишу. Неандертальцы проиграли её, хоть и были гораздо крупнее своих «младших братьев». Они бежали в необитаемые места: в горы, в тундру, рассея­ лись, постепенно лишились социализации, речи, дегуманизировались и бестиализи- ровались, покрылись волосяным покровом. Ещё не рассеявшись окончательно, а про­ живая большими коллективами, для жилья и спасения от зимнего холода они создали себе подземные сооружения — искусственные пещеры, отчего получили название «пещерные троглодиты». В ходе истории люди неоднократно сталкивались с реликто­ выми гоминоидами и очевидцы нередко отмечали, что те владеют речью. Например, арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати разговаривал с волосатым гигантом по имени Данки. «А я видел в Булгаре в 530 году (1135-1136) высокого человека из потомков ади- тов, рост которого был больше семи локтей, по имени Данки. Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягнёнка. А сила у него была такая, что он ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень. А правитель Булгара изготовил ему кольчугу, которую возили в повозке, а шлем для его головы, как будто котёл. Когда случалось сражение, он сражался дубиной из дуба, которую дер­ жал в руке, как палку, но если бы ударил ею слона, то убил бы его. И был он добрым, скромным; когда встречался со мной, то приветствовал меня и здоровался со мной почтительно, хотя моя голова не доставала ему до пояса». За столетие до ал-Гарнати другой арабский путешественник ибн Фадлан попро­ сил показать ему исполина, о котором слышал ещё в Багдаде. Его держали на цепи прикованным к огромному дереву, но к приезду ибн Фадлана умертвили из-за злоб­ ного и буйного характера. Пойман этот гигант был в земле Вису. Ещё двух диких волосатых людей видел в Сибири Иоганн Шильтбергер. Будучи юношей, он в конце XIV в. отправился в крестовый поход с венгерским королём Си- гизмундом, но в первом же бою попал в плен к туркам. В 1402 году он был пленён воинами Тимура, а позже попал к «серому кардиналу» Золотой Орды Едигею. Буду­ чи с Едигеем в Сибири, Шильтбергер оказался очевидцем того, как местный хан подарил диких волосатых мужчину и женщину. Они были пойманы на горе Арбус. Вернувшись на родину после тридцатилетних скитаний, Шильтбергер опубликовал книгу о своих злоключениях, где и привёл этот случай. В поисках горы Арбус наше внимание привлекает возвышенность Брус-Камень, с которой начинаются горы Путорана, если подходить к ним с юга вдоль Енисея. С воз­ вышенности стекают и впадают в Хантайское водохранилище две реки: Брус и Горби- ачин. И если в «Брусах» наблюдается инверсия согласных относительно «Арбуса» («БР- РБ»), то в «Горбмачине» такой инверсии нет («РБ=РБ»), Восточные поэты, описывая Иаджуджей и Маджуджей, рисуют их волосатыми когтистыми гигантами с «пёсьими мордами». «Псоглавцы» постоянно фигурируют в легендах северной Сибири. Милосердный и щедрый, будь милостив к нам, — К просветленным своим и покорным сынам. За грядой этих гор, за грядою высокой Страшный край растянулся равниной широкой. Там народ по названью Яджудж. Словно мы, Он породы людской, но исчадием тьмы Ты сочтешь его сам. Словно волки когтисты Эти дивы; свирепы они и плечисты. Их тела в волосах от макушки до пят, Все лицо в волосах. Эти джины вопят И рычат, рвут зубами и режут клыками. Их косматые лапы не схожи с руками. На врагов они толпами яростно мчат. Их алмазные когти пронзают булат. 149 НИКОЛАЙ НОВГОРОДОВ СИБИРСКИЙ ПОХОД АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2