Сибирские огни, 2008, № 12
НИКОЛАЙ НОВГОРОДОВ Х&щ СИБИРСКИЙ ПОХОД АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО населённым пунктам, дорогам и т.п. Подчас эти названия сохраняются с древнейших времён доныне и фигурируют на современных топографических картах. Анализи руя топонимы, мы делаем выводы о том, какие народы проживали прежде на дан ной территории, как они переселялись, трассируя свой путь цепочками привычных топонимов. При работе с топокартами плато Путорана в ходе подготовки экспедиции «По сибирским следам Александра Македонского», нами был обнаружен десяток Гог- Магоговских гидронимов. В их числе реки Тонельгагочар (река тоннель Гога), Ирбэ- гагочар (рыбная река Гога), Гогочонда, Могокта (две реки и залив Хантайского водо хранилища), реки Мокогон, Умокогон, Могады, Моген (и одноименный залив водо хранилища). Всё это «богатство» локализовано на площади радиусом 15 км. Немало важно, что здесь же локализуются тоннельные топонимы горы Тонель, озеро То- нель, река Тонель, в которую впадает вышеупомянутая река Тонельгагочар. Тесная связь Гог-Магоговской и тоннельной топонимики на локальной территории позволяет предполагать, что Александр перекрывал своими воротами не ущелье, а тоннель, че рез который выходили на поверхность подземные жители — Гоги и Магоги. Славянские летописи полны сообщений о посещении Александром Югры и о строительстве им Медных ворот. В частности, Лаврентьевская летопись содержит «Поучение Владимира Мономаха», в котором Великий князь абсолютно убежденно говорит о том, что Александр в Югре построил Медные ворота. Новгородская лето пись говорит о походе Улеба со дружиною к Железным воротам лет за 70 до Моно маха, Иоакимова летопись (по Татищеву) сообщает о грамоте, посланной Алексан дром к словенским князьям. Польская «Хроника» краковского епископа Викентия Кадлубека равно как «Чешская хроника (1348 год) утверждают о связях славян с Александром Македонским. Арабский путешественник Ал-Гарнати в книге «Пода рок умам...» писал: «говорят, через Булгар шёл Зу-л-Карнайн (Александр) на йад- жудж и маджудж (на готов и магогов)». Рашид-ад-Дин писал о том, что монгольское войско, возвращаясь с Запада на Восток посещало Железные ворота. В IV в. на карте «Путь Александра», изготовленной для римского императора Констанция, его путь обо значен в страну Мрака. Наконец, Секретарь египетского султана Ал-Омари писал, что Железные ворота в виде башни были поставлены Александром «за Югрой». Разумеется, уверенно говорить о том, что Александр Македонский был в Сиби ри и построил в горах Путорана Медные ворота, можно будет лишь после того, как эти ворота будут найдены, что, конечно же, сделать непросто. Совсем другое дело Гог-Магоговская топонимика, ведь она-то уже найдена. Получается, что земля биб лейских Гогов и Магогов находилась в горах Путорана близ озера Кета. Трудно пове рить, но получается, что в библейские времена людям были известны столь отдалён ные от Палестины территории. Как такое было возможно? Уж не благодаря ли тому, что народы распространялись по земле из Таймырской Прародины? Остаётся узнать, кого называли «Гогами и Магогами»? Какие племена, народы? Действительно ли они были столь могущественны и воинственны, что оставляли после своих набегов лишь выжженную землю и разрушенные до основания города? Вопрос оказался совсем не прост. Существует три подхода к этому вопросу: библейский, этногенетический и антропологический (поэтический). Согласно Биб лии, как уже говорилось выше, «Гог и Магог» были прямыми потомками Иафета, в переводе на современный научный язык европеоидами в антропологическом плане и индоевропейцами по языку. В этногенетическом плане относительно Гогов и Магогов существует полная разноголосица: еврейский писатель Иосиф Флавий писал, что греки называют маго гов скифами. Ранее евреи считали «Гогом» киммерийцев. Мордман считал «Маго гов» армянами, принц Юсуф Камаль «Гогом и Магогом» называл лопарей, западные европейцы последовательно называли «Гогами и Магогами» гуннов, сабиров, татар, хазар, а после набегов викингов провозгласили ими норвежских норманнов. Арабы «Йаджуджами и Маджуджами» считали тюрков, позже монголов. Кончилось тем, что слово «Гог и Магог» превратилось в собирательное название северных воинствен ных язычников, не принадлежавших ни христианской, ни мусульманской, ни иудей ской вере. Несколько особняком в рамках этой традиции выглядят древнебританские ле генды о Бруте и его войне в Гоемагогом. Последний в этих легендах, как и его «подель ники», выглядит не обычным человеком, но гигантом. Согласно антропологическому подходу, «Гоги и Магоги» вовсе не европеоиды и не индоевропейцы, кроме того, они не тюрки, не монголоиды и вообще не кромань онцы. Они неандертальцы, реликтовые гоминоиды. Основоположником этого направ 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2