Сибирские огни, 2008, № 12

НИКОЛАЙ НОВГОРОДОВ Х&щ СИБИРСКИЙ ПОХОД АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО населённым пунктам, дорогам и т.п. Подчас эти названия сохраняются с древнейших времён доныне и фигурируют на современных топографических картах. Анализи­ руя топонимы, мы делаем выводы о том, какие народы проживали прежде на дан­ ной территории, как они переселялись, трассируя свой путь цепочками привычных топонимов. При работе с топокартами плато Путорана в ходе подготовки экспедиции «По сибирским следам Александра Македонского», нами был обнаружен десяток Гог- Магоговских гидронимов. В их числе реки Тонельгагочар (река тоннель Гога), Ирбэ- гагочар (рыбная река Гога), Гогочонда, Могокта (две реки и залив Хантайского водо­ хранилища), реки Мокогон, Умокогон, Могады, Моген (и одноименный залив водо­ хранилища). Всё это «богатство» локализовано на площади радиусом 15 км. Немало­ важно, что здесь же локализуются тоннельные топонимы горы Тонель, озеро То- нель, река Тонель, в которую впадает вышеупомянутая река Тонельгагочар. Тесная связь Гог-Магоговской и тоннельной топонимики на локальной территории позволяет предполагать, что Александр перекрывал своими воротами не ущелье, а тоннель, че­ рез который выходили на поверхность подземные жители — Гоги и Магоги. Славянские летописи полны сообщений о посещении Александром Югры и о строительстве им Медных ворот. В частности, Лаврентьевская летопись содержит «Поучение Владимира Мономаха», в котором Великий князь абсолютно убежденно говорит о том, что Александр в Югре построил Медные ворота. Новгородская лето­ пись говорит о походе Улеба со дружиною к Железным воротам лет за 70 до Моно­ маха, Иоакимова летопись (по Татищеву) сообщает о грамоте, посланной Алексан­ дром к словенским князьям. Польская «Хроника» краковского епископа Викентия Кадлубека равно как «Чешская хроника (1348 год) утверждают о связях славян с Александром Македонским. Арабский путешественник Ал-Гарнати в книге «Пода­ рок умам...» писал: «говорят, через Булгар шёл Зу-л-Карнайн (Александр) на йад- жудж и маджудж (на готов и магогов)». Рашид-ад-Дин писал о том, что монгольское войско, возвращаясь с Запада на Восток посещало Железные ворота. В IV в. на карте «Путь Александра», изготовленной для римского императора Констанция, его путь обо­ значен в страну Мрака. Наконец, Секретарь египетского султана Ал-Омари писал, что Железные ворота в виде башни были поставлены Александром «за Югрой». Разумеется, уверенно говорить о том, что Александр Македонский был в Сиби­ ри и построил в горах Путорана Медные ворота, можно будет лишь после того, как эти ворота будут найдены, что, конечно же, сделать непросто. Совсем другое дело Гог-Магоговская топонимика, ведь она-то уже найдена. Получается, что земля биб­ лейских Гогов и Магогов находилась в горах Путорана близ озера Кета. Трудно пове­ рить, но получается, что в библейские времена людям были известны столь отдалён­ ные от Палестины территории. Как такое было возможно? Уж не благодаря ли тому, что народы распространялись по земле из Таймырской Прародины? Остаётся узнать, кого называли «Гогами и Магогами»? Какие племена, народы? Действительно ли они были столь могущественны и воинственны, что оставляли после своих набегов лишь выжженную землю и разрушенные до основания города? Вопрос оказался совсем не прост. Существует три подхода к этому вопросу: библейский, этногенетический и антропологический (поэтический). Согласно Биб­ лии, как уже говорилось выше, «Гог и Магог» были прямыми потомками Иафета, в переводе на современный научный язык европеоидами в антропологическом плане и индоевропейцами по языку. В этногенетическом плане относительно Гогов и Магогов существует полная разноголосица: еврейский писатель Иосиф Флавий писал, что греки называют маго­ гов скифами. Ранее евреи считали «Гогом» киммерийцев. Мордман считал «Маго­ гов» армянами, принц Юсуф Камаль «Гогом и Магогом» называл лопарей, западные европейцы последовательно называли «Гогами и Магогами» гуннов, сабиров, татар, хазар, а после набегов викингов провозгласили ими норвежских норманнов. Арабы «Йаджуджами и Маджуджами» считали тюрков, позже монголов. Кончилось тем, что слово «Гог и Магог» превратилось в собирательное название северных воинствен­ ных язычников, не принадлежавших ни христианской, ни мусульманской, ни иудей­ ской вере. Несколько особняком в рамках этой традиции выглядят древнебританские ле­ генды о Бруте и его войне в Гоемагогом. Последний в этих легендах, как и его «подель­ ники», выглядит не обычным человеком, но гигантом. Согласно антропологическому подходу, «Гоги и Магоги» вовсе не европеоиды и не индоевропейцы, кроме того, они не тюрки, не монголоиды и вообще не кромань­ онцы. Они неандертальцы, реликтовые гоминоиды. Основоположником этого направ­ 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2