Сибирские огни, 2008, № 12

3. РОЛЬ БЕСЕДНИЧЕСКОГОДВИЖЕНИЯ ВИСТОРИИРПЦ С самого начала своего существования беседничество является беспристрастным обличителем пороков церковной жизни. Стремясь к чистоте и достигая этой чистоты, беря на себя суровый подвиг особого воздержания и послушания, движенцы являют­ ся немым укором для охлажденных сердцем церковных людей: как мирян, так и руко­ положенной иерархии. Даже те, кто не принимают аскетические правила жизни бе­ седников, узнав о ежедневном, скромном и тихом духовном усилии заволжских под­ вижников благочестия, нет-нет, да и призадумаются, и, может быть, начнут постепен­ но менять жизнь. Практически весь константиновский период в истории церкви характеризуется тем, что понятие «соли земли» относилось, в основном, к монахам. Беседничество дает нам прекрасный пример того, как можно, географически никуда не уходя, и мирянам быть «солью земли», т.е. являть личную и общинную чистоту жизни и святость. Факт длительного существования мирянского духовного движения позволяет говорить о возрождении понятия общины как экклезиологической единицы. Безусловно, беседники оказывали и оказывают духовное влияние на Русскую православную церковь, однако в силу малой известности этого движения в течение длительного времени говорить о широком влиянии не приходится. При этом есть основания полагать, что накопленный духовный опыт не пропадет даром. Он вполне может быть по достоинству оценен и воспринят многими. Беседники как некий плод жизни по вере принесли в церковную копилку свой двухсотлетний духовный подвиг. Задача РПЦ этот опыт осмыслить и принять, чтобы он мог послужить в деле возрож­ дения церкви. 4. ПЕРСПЕКТИВЫ И НАДЕЖДЫ В настоящее время, когда на христиан нет внешних гонений, у беседников есть хорошая возможность для распространения своего образа жизни далее по всей ка­ нонической территории РПЦ, которая сейчас очень нуждается в том, чтобы иметь внутри себя свидетельство чистой и воздержанной общинной жизни. Наметившиеся в последние несколько лет контакты беседников с Преображенс­ ким содружеством православных братств уже вскоре вполне могут дать свой плод. Возникшее сотрудничество обещает быть взаимовыгодным и взаимополезным: бе­ седники могут поделиться своим аскетическим опытом и тем, как этот опыт сохра­ нить в течение длительного срока, а Преображенское содружество, известное уже успевшими зарекомендовать себя образовательными традициями, может помочь восполнить нехватку систематического духовного обучения. Свято-Филаретовский институт и те научные, образовательные и культурно-просветительские программы, которые с ним связаны, вполне в состоянии приобщить беседников к широкому кругу серьезных богословских, философских, экклезиологических, исторических и другого рода вопросов, обсуждающихся в РПЦ. Библиистика и патристика, этика и аскетика, церковная археология и догматика, сакраментология и история церкви... Вряд ли все эти предметы будут лишними практически для любого верующего человека. Вовлече­ ние беседников в орбиту научной и религиозно-философской мысли поможет способ­ ствовать их активному участию в таких позитивных процессах, как литургическое воз­ рождение, философское осмысление исторического опыта XX века, пробуждение внут- рицерковного диалога и проч. Согласное действие здоровых сил в церкви, безусловно, должно сказаться на общем улучшении внутрицерковного духовного климата. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В попытке приблизиться к пониманию сути процессов, происходящих в движе­ нии беседников, мы познакомились с обширным историческим материалом. Кроме того, большое влияние на эту работу оказало личное общение с представителями этого движения в селе Красные Ключи, а особенно с девятым старцем о. Павлом Алексахиным. И в литературе, и при непосредственном контакте беседники производят самое благоприятное впечатление. Они приветливы, дружелюбны, гостеприимны, вежли­ вы... Еще одна немаловажная черта, характеризующая беседников с положительной АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2