Сибирские огни, 2008, № 12
АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ Международной богословской конференции о. Георгий Кочетков [8:28]. Также об ратим внимание на то, что во время таинственного видения Василий Никифорович сохраняет ясное сознание и твердую память. Это также свидетельствует о том, что случившееся с В.Н. Щегловым не имеет характера ложной экстатики дионисийского типа, свойственный магическим культам, когда во время языческих мистерий при вхождении в транс человек часто забывает происходящее и погружается как бы в некий мыслительный туман. Вряд ли также, это была галлюцинация, встречающаяся у людей с неустойчивой психикой. По всей видимости, мы здесь имеем дело с истин ным мистическим созерцанием. Конечно, у нас нет гарантий, что духовный импульс, какой получило движение беседников в начале, сохраняется и дальше. Огонь Духа Святого мог утихнуть или вовсе прекратиться. Но некоторые косвенные признаки говорят, что если даже этот огонь утих, то уж по крайней мере не погас. Например, глядя на движение, можно видеть, как выполняется критерий преп. Силуана Афонского. Преп. Силуан говорил, что критерий истинного мистического созерцания — любовь к врагам. Многие бе- седники имели потрясающую терпимость и любовь к врагам, вплоть до исповедни- чества веры и явления этой любви в мученических условиях. Отметим вдобавок, что иногда некоторые беседники получают свидетельство от Духа Святого, когда происходит какое-либо важное событие в жизни движения. Например, одна сест ра, как удостоверение того, что руководителем беседников должен был стать о. Павел Алексахин, видела видение следующего содержания. Едет большой корабль, работают механизмы, рубка управления кораблем, а в рубке на капитанском мос тике — о. Павел2. Это очень похоже на то, как люди в апостольский век получали откровения о том, кто должен стать будущим главой общины. В частности, в Но вом Завете мы имеем такое свидетельство о Тимофее, ученике апостола Павла (1Тим 1:18). Подытоживая вышеотмеченное, скажем, что на движении беседников проис ходит исполнение пророчества Иоиля: «и будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил 2:28, Деян 2:17). Все это красноречиво свидетельствует о продолжающейся в Церкви Пятиде сятнице. Поскольку беседничество всерьез способно являть Церковь в мистическом смысле, постольку и применение к оценке этого движения пневматологической эк- клезиологии вполне уместно. 2.5. Обобщенная оценка Итак, после некоторого размышления над различными аспектами церковной жизни в беседническом движении постараемся обобщить накопленные наблю дения. Беседничество на протяжении своей двухсотлетней истории представляло и представляет собой довольно организованное, упорядоченное, устойчивое, с четки ми границами, мирянское духовное движение. Канонически, при правильном взгля де, это движение никак не выходит за границы РПЦ, аскетически оно продолжает традицию исихастов (многие монахи-подвижники могли бы поучиться у беседни ков воздержанию и послушанию), а мистически беседничество можно охарактери зовать как движение, обладающее чистым и истинным (что, пожалуй, одно и то же) духовным опытом. Внешняя изоляция беседников, с одной стороны, помогла сохранить внутренние традиции, успевшие сформироваться в движении за долгие годы «странничества», и оградить людей от многих вредных влияний, а с другой стороны, такая оторванность от обширного церковного общения и удаление от научных и богословских центров сказывается на образовательном уровне движенцев. Конечно, редко где и в наше время можно получить полноценное духовное образование, очищенное от схолас тических штампов, но если движение ставит перед собой задачу быть в авангарде церковной жизни, то стремиться иметь хорошее образование необходимо. Церков ная наука в сочетании с аскетическими средствами способна послужить делу ста новления христианина как гармонично развитой личности. 138 2 Устное свидетельство неизвестной женщины в селе Красные Ключи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2