Сибирские огни, 2008, № 12
стно по святоотеческим писаниям. Поэтому беседники мудро говорят: «каждое дело начинай с тела, что от плоти возьмешь, то к духу прибавишь». Хочется отметить, что те аскетические правила, по которым живут заволжские подвижники, больше подходят для людей, проживающих совместно, т.к., во-первых, им все равно пришлось бы как-нибудь между собой договариваться о распорядке дня, и, во-вторых, старцем (или, в частном случае, старшим в общине) своевременно могут быть сделаны необходимые коррективы в зависимости от меняющихся обсто ятельств. Для людей, не разделяющих общий быт с общиной, такие правила не во всем удобны. Скажем еще несколько слов по поводу абсолютной трезвости, которая является необходимым условием принадлежности к беседникам. Конечно, всем известно пристрастие нашего народа к вину. Безудержное пьянство — один из самых тяжелых пороков прошлого и современного общества. Поэтому и излечение от него возмож но, наверное, только при помощи «шоковой» терапии — полного отказа от употреб ления спиртного. Но надо заметить, что, с другой стороны, христианство имеет до вольно длительную, идущую от ветхозаветной церкви, традицию употребления вина. Вино, как известно, символ радости, веселья, единения, общения. Например, соглас но галахическим установлениям во время иудейской Пасхи каждый иудей обязан был выпить не меньше (!) четырех стаканов вина. Как известно, сам Спаситель при сутствовал на трапезах, где разливалось вино. Вино также — необходимый атрибут агапических встреч. Как нам кажется, многое в данном вопросе зависит от общей культуры человека, кто-то может контролировать себя, а кто-то нет. Если нет, то, конечно, употребление вина надо, безусловно, прекратить. А если человек в состоя нии владеть собой, то, по нашему мнению, возможен и менее радикальный вариант. Любопытна в данном вопросе точка зрения известного иудейского мыслителя Май- монида, одного из крупнейших религиозных авторитетов иудаизма. Он считал, что человек будет отвечать перед Богом, если он лишал себя разных хороших вещей, например, вина [9:84]. Поэтому полный отказ от вина у беседников, пожалуй, следует понимать не как безоговорочное отсечение онтологически греховного атрибута жизни, а как некий добровольный акт внутреннего назорейства, духовный аналог ветхозаветного назо- рейства. Подытоживая наши рассуждения об аскетическом опыте беседников, скажем, что опыт этот стоит признать удачным в том смысле, что он приводит к явным поло жительным результатам. При этом, принимая во внимание необходимость непре менного следования аскетического делания за этическими нормами, выразим мне ние, что в конкретном применении беседнического устава возможна все-таки суще ственная дифференциация. 2.4. Мистический аспект и его оценка Выше мы пытались оценивать беседническое движение в парадигме пневмато- логической экклезиологии, однако верность такой оценки возможна только при од ном важном условии — при условии истинности мистического опыта. Если мы говорим о духовной иерархии, то как ее правильно выстроить, чтобы она не пере крывалась иерархией «мира сего», пытающегося войти внутрь канонических гра ниц церкви? Если речь идет о харизме, то как ее обнаружить? Без истинного мисти ческого опыта, без умения «различать духи» вся тонкая конструкция пневматологи- ческой экклезиологии рушится как карточный домик. Известны, особенно в протес тантской среде, течения, именующие себя мистическими, но на деле часто представ ляющие собой лишь экзальтированную форму христианского шаманизма. На одно го истинного пророка, как правило, обретаются десять, а то и сто лжепророков. И само понятие харизмы как прямого дара Духа Святого подменяется самозванством слепцов, одержимых властолюбием. В данном подпункте наша задача состоит в том, чтобы по известным нам крите риям показать (но не доказать), что мистический опыт беседников вполне находится в русле известной уже богооткровенной традиции Церкви. Выше мы частично коснулись повествования о явлении апостолов Петра и Пав ла Василию Никифоровичу Щеглову и о последующем таинственном посещении его тремя старцами в белых как снег одеждах. Следует сказать, что мистическая встре ча с апостолами сопровождается сиянием ослепительного света, что делает эту встре чу очень похожей на повествование о беседе преп. Серафима Саровского с Н.А. Мото- виловым о цели христианской жизни [4:42]. На это сходство указал в своем докладе на 137 АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2