Сибирские огни, 2008, № 12

стно по святоотеческим писаниям. Поэтому беседники мудро говорят: «каждое дело начинай с тела, что от плоти возьмешь, то к духу прибавишь». Хочется отметить, что те аскетические правила, по которым живут заволжские подвижники, больше подходят для людей, проживающих совместно, т.к., во-первых, им все равно пришлось бы как-нибудь между собой договариваться о распорядке дня, и, во-вторых, старцем (или, в частном случае, старшим в общине) своевременно могут быть сделаны необходимые коррективы в зависимости от меняющихся обсто­ ятельств. Для людей, не разделяющих общий быт с общиной, такие правила не во всем удобны. Скажем еще несколько слов по поводу абсолютной трезвости, которая является необходимым условием принадлежности к беседникам. Конечно, всем известно пристрастие нашего народа к вину. Безудержное пьянство — один из самых тяжелых пороков прошлого и современного общества. Поэтому и излечение от него возмож­ но, наверное, только при помощи «шоковой» терапии — полного отказа от употреб­ ления спиртного. Но надо заметить, что, с другой стороны, христианство имеет до­ вольно длительную, идущую от ветхозаветной церкви, традицию употребления вина. Вино, как известно, символ радости, веселья, единения, общения. Например, соглас­ но галахическим установлениям во время иудейской Пасхи каждый иудей обязан был выпить не меньше (!) четырех стаканов вина. Как известно, сам Спаситель при­ сутствовал на трапезах, где разливалось вино. Вино также — необходимый атрибут агапических встреч. Как нам кажется, многое в данном вопросе зависит от общей культуры человека, кто-то может контролировать себя, а кто-то нет. Если нет, то, конечно, употребление вина надо, безусловно, прекратить. А если человек в состоя­ нии владеть собой, то, по нашему мнению, возможен и менее радикальный вариант. Любопытна в данном вопросе точка зрения известного иудейского мыслителя Май- монида, одного из крупнейших религиозных авторитетов иудаизма. Он считал, что человек будет отвечать перед Богом, если он лишал себя разных хороших вещей, например, вина [9:84]. Поэтому полный отказ от вина у беседников, пожалуй, следует понимать не как безоговорочное отсечение онтологически греховного атрибута жизни, а как некий добровольный акт внутреннего назорейства, духовный аналог ветхозаветного назо- рейства. Подытоживая наши рассуждения об аскетическом опыте беседников, скажем, что опыт этот стоит признать удачным в том смысле, что он приводит к явным поло­ жительным результатам. При этом, принимая во внимание необходимость непре­ менного следования аскетического делания за этическими нормами, выразим мне­ ние, что в конкретном применении беседнического устава возможна все-таки суще­ ственная дифференциация. 2.4. Мистический аспект и его оценка Выше мы пытались оценивать беседническое движение в парадигме пневмато- логической экклезиологии, однако верность такой оценки возможна только при од­ ном важном условии — при условии истинности мистического опыта. Если мы говорим о духовной иерархии, то как ее правильно выстроить, чтобы она не пере­ крывалась иерархией «мира сего», пытающегося войти внутрь канонических гра­ ниц церкви? Если речь идет о харизме, то как ее обнаружить? Без истинного мисти­ ческого опыта, без умения «различать духи» вся тонкая конструкция пневматологи- ческой экклезиологии рушится как карточный домик. Известны, особенно в протес­ тантской среде, течения, именующие себя мистическими, но на деле часто представ­ ляющие собой лишь экзальтированную форму христианского шаманизма. На одно­ го истинного пророка, как правило, обретаются десять, а то и сто лжепророков. И само понятие харизмы как прямого дара Духа Святого подменяется самозванством слепцов, одержимых властолюбием. В данном подпункте наша задача состоит в том, чтобы по известным нам крите­ риям показать (но не доказать), что мистический опыт беседников вполне находится в русле известной уже богооткровенной традиции Церкви. Выше мы частично коснулись повествования о явлении апостолов Петра и Пав­ ла Василию Никифоровичу Щеглову и о последующем таинственном посещении его тремя старцами в белых как снег одеждах. Следует сказать, что мистическая встре­ ча с апостолами сопровождается сиянием ослепительного света, что делает эту встре­ чу очень похожей на повествование о беседе преп. Серафима Саровского с Н.А. Мото- виловым о цели христианской жизни [4:42]. На это сходство указал в своем докладе на 137 АНДРЕЙ ДУДАРЕВ В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ КОРНЕЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2